Во вторник, 28 августа, врио губернатора Александр Гусев принял участие в областном педагогическом совещании работников образования. На совещание были приглашены заместители глав администраций районов и городских округов по соцполитике, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, ректоры воронежских вузов, представители районных профсоюзных организаций, Общественной палаты, Общественного совета при департаменте образования, науки и молодежной политики.
В этом году традиционный августовский педсовет был посвящен основным задачам, продиктованным нацпроектом «Развитие образования».
– Для нас сейчас очень важный период, предстоит ответственное время. Согласно майскому указу президента на федеральном уровне будет утвержден национальный проект «Развитие образования». В нем сформулированы амбициозные цели, и те достижения, которые предстоят, позволят российскому образованию выйти на без преувеличения мировой уровень. Наша с вами задача – встроиться в каждый из девяти федеральных проектов, которые будут заявлены на ближайшие шесть лет, – сказал Александр Гусев.
Врио губернатора добавил, что в Воронежской области заложена хорошая основа для реализации национального проекта, потому что региональная система образования – одна из сильнейших в стране. Кроме того, он обозначил направления дальнейшего развития системы образования:
– В рамках региональной программы мы проведем ремонт и реконструкцию во всех школах, техникумах и колледжах, которые в этом нуждаются. Постараемся существенно обновить материально-техническую базу с тем, чтобы образовательный процесс был наиболее результативным. Мы готовы поддерживать все программы и проекты, направленные на модернизацию системы среднего профессионального образования, и понимаем, что инвестиции в эту сферу – вклад в собственное будущее экономики региона. Профессиональное сообщество и инвесторы ощущают нехватку представителей рабочих профессий, хорошо подготовленных и обладающих необходимыми современными компетенциями. Учитывая наши достаточно амбициозные планы по развитию экономики, потребность в таких специалистах, безусловно, будет только нарастать. Поэтому повышение престижа рабочих профессий – один из вопросов, которому нужно уделить самое пристальное внимание.
Вторым вопросом, на который главой региона был сделан акцент, стало положение учителей и комфортные условия в педагогическом коллективе. Александр Гусев призвал руководителей образовательных учреждений не забывать, что учитель – «нравственный и интеллектуальный пример для детей», и особое внимание попросил уделить молодым педагогам, которые только вливаются в устоявшиеся коллективы.
Основным докладчиком выступил врио руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов. Он напомнил, что майским указом президента обозначены две важные целевые установки для системы образования: «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» и «воспитание гармонично развитых и социально ответственных личностей на основе духовно-нравственных ценностей». Также определены задачи, которые должны реализоваться в сфере образования, направленные на достижение основных посылов по изменению качества жизни, в том числе в демографии, изменении среды обитания и жизни, формировании и постоянном самосовершенствовании человеческого капитала, а также развитии инфраструктуры, в первую очередь отвечающей современным требованиям в плане цифровизации.
Нацпроект «Развитие образования» – это совокупность отдельных мероприятий по направлениям: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая школа», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», а также «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». На федеральном уровне планируется реализация еще одного направления – «Социальные лифты», предусматривающего ежегодные профессиональные конкурсы. На данный момент утвержденного паспорта проекта нет, но Министерство просвещения уже обозначило основные направления и федеральные программы.
Одно из важных направлений – проект «Современные родители», посвященный повышению родительской компетенции и улучшению социального самочувствия и психологического климата в семьях. Запрос родительского сообщества на подобные мероприятия высок, есть потребность в создании консультационных центров для родителей. В этой части в регионе уже сформирована неплохая база – два ресурсных учреждения, которые обеспечивают работу с родительскими ассоциациями, социально-психологическое сопровождение родителей и детей, а также психолого-медико-педагогические консилиумы в школах.
В Воронежской области есть успешные наработки и в создании системы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно в части, касающейся работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. По словам Олега Мосолова, задача организации инклюзивного образования детей по всем нозологиям остается актуальной. Необходимо создать все условия и использовать весь арсенал технологий, чтобы ребенок с ОВЗ и все окружающие чувствовали себя максимально комфортно.
Также Олег Мосолов отметил, что в 2018 году Воронежская область активно включилась в новый федеральный проект по созданию дополнительных мест для детей от двух месяцев. В текущем году регион получил транш в размере 1,4 млрд рублей на строительство 15 новых детских садов. Всего в 2019 году будет сдано 19 новых детских садов, а до 2021 года планируется построить еще 11.
В ходе доклада Олег Мосолов отметил, что 1 сентября откроются школа на 1224 места в воронежском микрорайоне Шилово, пристройка для внеклассных занятий СОШ № 10 в Лисках, а также начнет свою работу после реконструкции МКОУ «Калачеевская СОШ № 6». До 2021 года планируются к вводу 42 объекта. Из них в 2019 году будет построено и реконструировано восемь школ.
В отличие от проекта «Развитие образования», национальный проект «Наука», разработкой которого занимается Министерство науки и высшего образования РФ, не предполагает субсидии регионам, но включает целый ряд мероприятий, в которых могут участвовать вузы в кооперации с научными организациями. В 2019 году предполагается произвести отбор регионов, в которых будут созданы научно-образовательные центры мирового уровня, а до 2024 года не менее чем в семи субъектах РФ появятся инновационные научно-технологические центры, обеспечивающие коммерциализацию научных разработок. Определенные наработки, которые позволят поучаствовать в отборе, у вузов Воронежской области есть. Так, в декабре 2017 года два воронежских университета (ВГУ и ВГТУ) стали победителями конкурса приоритетного проекта Минобрнауки России «Вузы как центры пространства создания инноваций» и получили статус Университетских центров инновационного, технологического и социального развития региона.
Завершая заседание, Александр Гусев поздравил педагогов с началом нового учебного года, с наступающим Днем знаний и пожелал им здоровья, благополучия и оптимизма:
– Педагоги – это основа, на которой строятся многие процессы и отношения на территории Воронежской области, и я бы хотел еще раз отметить тот огромный вклад в развитие региона, который вы делаете. Пусть вам всегда сопутствуют вдохновение и любовь ваших учеников.