2024-03-18

Александр Гусев: «Глобальных кадровых перемен в воронежском правительстве не будет»

В понедельник, 11 марта, губернатор Воронежской области Александр Гусев ответил на вопросы корреспондента «Горкома36».

В понедельник, 11 марта, губернатор Воронежской области Александр Гусев ответил на вопросы корреспондента «Горкома36».

 Вы постоянно говорите о том, что области требуется промышленный рывок. А видите ли вы в регионе силы, способные на этот рывок, есть у нас для этого резервы? Или главная надежда на инвесторов в Особой экономической зоне?

 Безусловно, мы рассчитываем на частные деньги. Завезти в промышленность в качестве государственной поддержки 10-15 млрд рублей – мы не можем. Думаю, что с учетом федеральных средств господдержка может составить до 1 млрд, не более. Но зато мы готовы предложить инвесторам существенные долговременные льготы по налогообложению. Пока мы находимся в ситуации, когда Минфин нам разрешает пользоваться этим инструментом. Отмечу, что не все регионы находятся в таком положении – все зависит от устойчивости финансовой системы в субъекте. И мы пока имеем возможность предоставлять налоговые льготы на инвестиционный период. Думаю, что это существенный фактор, который должен стимулировать инвесторов.

Плюс новые формы поддержки, связанные с Особой экономической зоной. Это ведь подчеркивает, что в Воронежской области благоприятный инвестиционный климат. И мы очень надеемся, что крупные инвесторы это заметят. Поэтому в известной степени уверенность, что мы добьемся существенных результатов, у меня есть. Мы, в частности, ведем работу по организации на территории области переработки газа. Есть перспективы и у машиностроительных отраслей.

Длительная процедура

 А насколько область приблизилась к реализации идей, о которых вы тоже говорили с самого начала своей деятельности? Имею в виду органическое земледелие и глубокую переработку аграрной продукции.

 По глубокой переработке – пока все в стадии обсуждения с потенциальными инвесторами. Пока готовых к реализации проектов нет, но есть семь или восемь предложений – в том числе с возможностью размещения в ОЭЗ. Санитарно-защитная зона позволит разместить там одно-два таких предприятия. Но в целом подобные производства должны быть приближены к мощностям по хранению зерна. И размещаться, например, на площадках, где есть большие элеваторы.

По развитию органического земледелия – все более реалистично, но пока, скажем так, мелко. У нас порядка 30 небольших предприятий, которые вышли с просьбой помочь им провести сертификацию земли под органическое земледелие. Мы согласились сделать это бесплатно. Надо понимать, что это длительная процедура. Требуется, чтобы земля отдохнула от того воздействия, которое она уже испытала, порядка трех лет. Понятно, что на начальном этапе – из-за отсутствия тех же химикатов и минеральных удобрений – урожайность может снизиться. И в этот переходный период мы готовы поддержать своими субсидиями такие предприятия, чтобы их экономика оставалась рентабельной. Да, процесс долгий, по щелчку пальцев здесь ничего не произойдет, но работа идет. У нас уже есть примеры, когда люди поставляют в Германию продукты сельского хозяйства.

 Не знаю, как других, а меня немного удивило присутствие Алексея Гордеева при передаче «Воронежтеплосети» в концессию «Квадре». Какова степень вовлеченности в воронежские дела вашего предшественника?

 Безусловно, Алексею Васильевичу небезразлично, что происходит на территории Воронежской области. Он девять лет жизни здесь провел, и масштабность преобразований, которые здесь произошли, во многом связаны с его личностью. Мы очень часто с ним общаемся, я советуюсь, если есть такая необходимость. Но я хочу сказать, что с его стороны нет желания поначальствовать. Он может посоветовать, но никогда не настаивает. А что касается его присутствия – мы сами хотели таким образом поднять статус этого соглашения. Ведь это, насколько я знаю, крупнейший проект в сфере теплоснабжения в России. По крайней мере, я не знаю, чтобы еще где-то подписывались концессионные соглашения на такой объем снабжения теплом. Схема, я бы сказал, балансирующая на грани экономического интереса концессионера. Мы же понимаем, что сдерживание тарифов, происходившее в последние годы, плюс изношенность активов – не делают «Воронежтеплосеть» таким уж привлекательным объектом. У концессионера с ходу возникает необходимость вкладывать существенные средства (либо свои, либо заемные, но не из тарифа) в модернизацию. Надо напомнить, что Алексей Васильевич во многом участвовал в процессе работы с будущим концессионером. Мы же активно этим вопросом начали заниматься с марта 2017 года, когда он еще возглавлял область. Поэтому я считаю правильным, что он поучаствовал в подписании соглашения. Ну а самое главное, повторюсь, мы хотели придать этому событию федеральный статус.

 Что теперь будет с «Воронежской горэлектросетью»? Как отражается уголовное дело в отношении гендиректора предприятия на планах продать акции этой компании?

 Думаю, никак. Мы не скрываем, что с самого начала рассматривали компанию МРСК в качестве потенциального покупателя «Горэлектросети». Понятно, что есть конкурсные процедуры, но задача консолидации сетей представляется правильной, она инициирована на федеральном уровне. С руководителями МРСК мы говорили о том, что такая ситуация может возникнуть. О том, что оперативные действия проводятся, нам было известно. Тут скрывать нечего – арест для нас не стал новостью. Мы знали, что проверка «Горэлектросети» ведется, в том числе с участием контрольных структур и города, и области. По большому счету, следственный процесс подготовке к продаже этого актива никак не мешает. Скажу больше: если будет доказано, что часть затрат, которые «висят» на предприятии, не являются законными, они будут списаны. В таком случае сделка станет еще более простой: меньше рассчитываться с кредиторами.

Поэтому уголовное дело никак не повлияет на планы продажи предприятия. Мы по-прежнему рассчитываем, что сделка состоится примерно в середине года. Было мнение, что нужно оставить городу блокирующий пакет акций (25%). Но надо посмотреть, как это повлияет на цену. Если мы будем точно уверены, что придет МРСК с серьезными намерениями, то, может быть, и не надо оставлять себе 25%, а продать весь пакет акций. Если будем понимать, что какие-то риски существуют, то, может быть, выставим и 75% акций.

Новое экспертное сообщество

 Вы не раз подчеркивали, что новые общественные советы при исполнительных органах власти должны начать работу в первом квартале. Были объявлены конкурсы на формирование советов. И вдруг все затормозилось, сроки конкурсов продлены на неопределенное время. Что случилось?

 Мы здесь, что называется, разошлись в терминологии. Я видел процедуру взаимодействия таким образом: в советы должны были прийти эксперты, которые в режиме реального времени оценивали бы, что мы делаем. То есть в департаменте проходит совещание, по защищенной сети протокол передается эксперту в электронном виде, эксперт высказывает свое мнение. Если, например, больше 50% экспертов нам дали обратную связь, мы учитываем их мнение при принятии решения. В моем представлении, рядом с правительством области должно возникнуть некое экспертное отраслевое сообщество, состоящее из компетентных неравнодушных людей.

Но коллеги из структурных подразделений пошли другим путем – тем, который прописан в нашем законодательстве. А он ведет через Общественную палату. Так что, скорее всего, мы примем решение: общественные советы будут сформированы по конкурсу, как говорит закон. Но и более узкие – отраслевые экспертные советы – будут тоже созданы и станут взаимодействовать с исполнительными органами по схеме, о которой я говорил выше.

 Когда был сформирован состав вашего правительства, вы дали понять, что это – правительство переходного периода. В конце прошлого года вы сказали, что для некоторых членов вашего кабинета первый квартал 2019 года может стать последним кварталом их работы в правительстве. Первый квартал заканчивается – чего нам ждать?

 Ну, во-первых, у нас есть несколько вакансий, и мы их обязательно в ближайший месяц постараемся заполнить.

 Какие именно?

 Руководители управления региональной политики, управления по взаимодействию со СМИ…

 Управления делами…

 Управления делами – может быть, чуть позже. Во-вторых, я думаю, что будут еще небольшие изменения в составе руководства двух, наверное, исполнительных органов. Я пока называть их не буду, но мы возможность этих изменений сейчас обсуждаем. А других кадровых перемен ждать не стоит. Я считаю, что состав правительства – вполне работоспособный. Кого-то, так сказать, подстраивать придется, кому-то чуть-чуть придавать ускорения, но глобально уже ничего менять не планируем.

 Как вы намерены подбирать нового руководителя департамента экономического развития?

 Мы постараемся найти двух кандидатов на этот ключевой пост. Одного – из числа подготовленного кадрового резерва. Второго поищем на федеральном уровне. Нам важно активизировать работу с федеральными министерствами в части вопросов экономического развития.

Полное взаимопонимание с Вадимом Кстениным 

 Вас устраивает уровень взаимодействия области и городских властей? Какие крупные инфраструктурные проекты будут реализованы в Воронеже в текущем году?

 У нас нет абсолютно никаких разногласий. Мы действуем по той же логике, которая имела место в последние пять лет. Единственное, что изменилось: прежде мэру приходилось часто участвовать в совещаниях, проводимых руководителями департаментов и управлений, теперь этого нет, и я считаю – это правильным. Когда совещание проводит человек уровня вице-губернатора или вице-премьера, то это одно дело, а к руководителям исполнительных органов вполне достаточно, если придет вице-мэр или руководитель профильного управления.

Взаимопонимание с Вадимом Кстениным у нас полное. Мы сейчас стараемся более массированно решать некоторые вопросы, чтобы сделать все в более короткие сроки. В частности, по уборке улиц. Если раньше на закупку техники давалось немного средств – 20-30 млн рублей, то теперь у нас задача – за два года решить полностью эту проблему. В прошлом году закупили почти на 300 млн спецтехники для комбинатов благоустройства. И видим, что дороги все-таки стали убираться более или менее неплохо. Но проблему уборки тротуаров пока не решили. Поэтому в текущем году необходимые для этого технику и реагенты мы купим.

Кроме того, планируем в этом году начать строительство в Воронеже двух крупных медицинских объектов: хирургического корпуса онкодиспансера и онкогематологического корпуса областной больницы. Вне зависимости от того, будут включены эти объекты в федеральную программу, мы в любом случае начнем строить в этом году и будет заканчивать их как можно быстрее.

Также будет продолжаться масштабная программа по приведению дорог в нормативное состояние. Два года показали, что эффект есть. На этот раз по программе «Безопасные и качественные дороги» денег будет немного меньше, но мы добавляем в нее новые объекты.

 Какие же?

 Прежде всего, виадук на улице 9 Января. Затем  дорогу на Острогожской улице в микрорайон Шилово. И плюс завершим все проектные разработки, которые нам потребуются для крупных объектов – например, Остужевской развязки.

Нельзя не сказать, что в течение года порядка 600 млн рублей в инфраструктуру теплового хозяйства города вложит компания «Квадра». И более 500 млн направит на систему водоснабжения «РВК-Воронеж».

Если говорить об общественных пространствах, то в этом году мы начнем вторую очередь реконструкции Центрального парка. К сожалению, пока окончательной концепции его развития у нас нет, но, по крайней мере, велосипедные и лыжероллерные участки там появятся.

В общем, темпы последних лет сохранятся.

 Есть ли, по-вашему, динамика в вопросе о строительстве в Воронеже скоростного рельсового транспорта? Мы ближе к «метро» или дальше, чем было, к примеру, в конце года?

 Работа идет. Она, я бы сказал, подспудная, кому-то кажущаяся даже и бессмысленной, но в ней уж точно есть необходимость. В конце марта в Токио пройдет заседание подкомиссии Российско-Японской межправительственной группы, в котором мы будет участвовать. И я думаю, что уже там до какого-то практического взаимодействия с японской стороной дойдем. Они нам представили компанию, которая будет нас консультировать. По источникам финансирования, в принципе, мы переговоры вели. Как финансовый институт этим проектом может заняться ВЭБ. Так что все движется. Может быть, небыстро, но не остановилось точно. И очень важно, что нет неприятия этого проекта на федеральном уровне.

О предстоящих выборах

 Один из злободневных вопросов – новая система обращения с ТКО. С Воронежским кластером все более или менее ясно. А когда начнут работать по-новому другие кластеры?

 Сначала мы в Воронеже наладим более глубокую систему раздельного сбора мусора. Думаю, к сентябрю вместе с регоператором оснастим площадки контейнерами – средства для этого у нас есть. В Воронеже система оплаты по факту останется, я считаю ее справедливой. Мы дошлифуем ситуацию с тем, чтобы коммерческие структуры не пользовались контейнерами общественными. Разделим мусор на бытовой и коммерческий. Понимание на этот счет у всех участников есть, а если возникнут какие-то нюансы – мы с ними справимся.

Что касается остальных районов – пока работу по выбору регоператоров мы приостановили. Напомним, мы первоначально разделили область на восемь кластеров. Но теперь есть понимание, что их нужно больше. Потому что слишком длинные получаются «плечи» доставки мусора на полигоны, а от этого значительно увеличивается плата граждан. А с учетом того, что в некоторых населенных пунктах этой платы никогда и не было, естественно ожидать, что у жителей возникнет серьезное недовольство. Поэтому мы сейчас проводим дополнительное исследование на предмет увеличения количества кластеров и, соответственно, увеличения количества регоператоров. Понимание со стороны федеральных коллег у нас есть, нас никто не торопит, но мы для себя поставили задачу решить этот вопрос в течение 2019 года. Проведем все подготовительные мероприятия, и либо в этом году, либо в начале следующего выберем всех региональных операторов на остальной территории области.

 В 2020 году пройдут выборы депутатов областной Думы и городской – которая теперь выбирает главу Воронежа. Какую роль вы отводите себе в этих выборах? Будете ли, например, возглавлять партийный список?

 Не думаю, что мне нужно будет это делать. Координацию работы, связанную с продвижением кандидатов, мы, наверное, будем осуществлять. Если город обратится за помощью – тоже не откажем. Но я не думаю, что есть необходимость активного вмешательства в выборы со стороны административных структур. Понятно, что оргмоменты, взаимодействие с избирательной комиссией области, помощь в проведении рекламы выборов – это мы будет делать. Но, повторю, необходимости активного вмешательства в кампанию я не вижу. Хотя в моем понимании должно произойти значительное обновление депутатского корпуса – прежде всего в областной Думе. Там достаточно много людей, работающих несколько созывов подряд. Наверное, уже наступила какая-то усталость. Так что, думаю, новые лица в парламенте точно должны появиться.

Та форма взаимодействия с депутатами областной Думы, которую мы выбрали, мне кажется правильной. Мы же сейчас инвестиционную программу в части развития социальной инфраструктуры (а это около 5 млрд рублей) и проект капитального ремонта социальных объектов (2 млрд рублей) пропускаем через профильные комитеты Думы. Это один из важных этапов обсуждения программ. Всего этапа, напомню, три. Вначале задачу формирует департамент, затем идет ее обсуждение на уровне глав – через Совет муниципальных образований, и третий этап –профильные депутатские комитеты.

 Сами депутаты охотно идут на такое обсуждение?

 Да. Мы рассчитываем, что при обсуждении объектов, которые надо строить или ремонтировать, они придут на свои округа и поговорят с людьми. Особенно, мне кажется, это важно тем, кто захочет продолжать депутатскую деятельность. Такой подход позволяет более грамотно, с учетом ожиданий населения, распорядиться этими деньгами. Все-таки почти 7 млрд – это неплохая цифра, хотелось бы иметь эффект от ее использования.

 В должности губернатора вам чаще приходится говорить людям «да» или «нет»?

 В этом году, как ни странно, на многие вопросы я могу ответить «да». У нас хорошее положение бюджета – и доходная часть растет, и переходящие остатки существенные, и плюс – благодаря началу реализации нацпроектов – федеральное финансирование. Думаю, что такими средствами на развитие области, а не на текущие затраты, мы ранее не располагали. Так что в этом году у меня больше оснований говорить «да», когда мне предлагают решить те или иные вопросы.

Мы на днях обсуждали проблему обращений граждан в правительство области и пришли к выводу, что нужно немного изменить формат взаимодействия. Задача наша – процент обращений с резолюцией «принято к исполнению» существенно увеличить. Это ведь тоже возможность сказать «да» населению напрямую.

 А в должности мэра Воронежа, надо полагать, вам чаще приходилось говорить «нет».

 На самом деле бюджет города – сложный с точки зрения развития. В какой-то мере акцент на развитие сельских территорий был справедливым – там ведь вообще ничего не было в плане инфраструктуры. И в 2010-2016 годах значительные средства областного бюджета направлялись прежде всего на развитие сельских территорий. Это было совершенно обоснованно. Сейчас некая математическая, что ли, справедливость соотношения жителей с процентом финансирования восстанавливается. Сейчас город чуть больше средств получает из областного бюджета на развитие. Это не значит, что мне ближе городские проблемы. Просто в районах за последние годы было сделано многое, и теперь нужно выровнять ситуацию. Я сторонник исключительно сбалансированного развития всей территории области, без перекосов.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ