2024-04-26

Актриса воронежского драмтеатра Алевтина Чернявская: о мечте всей жизни, партнерстве с Потаниным и пробах в столице

Алевтину Чернявскую воронежский зритель знает по любимым ролям – на сцене драматического театра им. Кольцова она воплощает и образ дурнушки Лиззи в пьесе Ричарда Нэша «Продавец дождя», которую ждет удивительное преображение, и противоречивую Барбару в премьерной «Солнечной линии», и трогательную Нину Заречную в чеховской «Чайке». 
Алевтину Чернявскую воронежский зритель знает по любимым ролям – на сцене драматического театра им. Кольцова она воплощает и образ дурнушки Лиззи в пьесе Ричарда Нэша «Продавец дождя», которую ждет удивительное преображение, и противоречивую Барбару в премьерной «Солнечной линии», и трогательную Нину Заречную в чеховской «Чайке». 

Актриса играет в театре юбилейный десятый сезон, востребована режиссерами и нравится публике. Но возможности быть и блистать на сцене воронежской драмы, невзирая на талант, Алевтине пришлось добиваться.

Шаг за шагом – к мечте 

– Путь к воронежской драматической сцене у вас был не самый простой. Противопоставить принципам, пожалуй, одного из самых великих театральных режиссеров, худруку драмтеатра (на тот момент) Анатолию Иванову нельзя было даже явственный актерский талант…
 
– Анатолий Иванов всегда был и останется для меня великим художником, гением.  И его твердый, непоколебимый принцип не брать в театр актерских детей (Алевтина Чернявская – дочь заслуженной артистки России Татьяны Егоровой – прим. авт.) никогда не влиял на мое отношение к нему. Я не первая, кому дорога на местную драматическую сцену была закрыта. Анатолий Васильевич даже не прослушивал никого из актерских детей. 

– Многие артисты рассказывают, что о выходе на сцену мечтали с раннего детства или не мечтали совсем, и выбор профессии для них оказался спонтанным, но верным. Как было у вас?  

– Я к этому целенаправленно шла. Однозначно! Причастность к маминой театральной жизни – это же целый мир, который тебе сразу открыт! Я застала еще это здание до реконструкции, и помню его: полумрак, приглушенные звуки, кругом бархат. Все вокруг особенное, даже пыль. Удивительная какая-то атмосфера. Я гордилась, что моя мама играет на сцене, и мне всегда хотелось сказать зрителям: «Это мама моя!»

Да, всегда знала, что буду актрисой. Хотя, как недавно выяснилось, мама о моем выборе не догадывалась. А мне казалось, что это очевидная вещь. Я училась в лицее при ВГПУ и ходила в театральный кружок, который у нас вела мама, а потом была студия Валерия Потанина. И главные роли я имела... 

Чайка.jpg
«Чайка»

Почему мама не предполагала, что у нее артистка растет? В жизни я была очень скромной и закомплексованной девочкой. Какая тут артистическая карьера? Даже в театральный поступила только со второго раза. Алексей Дундуков меня не взял, а вот к Сергею Надточиеву получилось пройти.

Но были и другие мысли по поводу поступления, правда, в детстве и совсем недолго. Я подумывала стать стоматологом или таксистом. Ну, а что? Папа водитель, имеет все категории. Но мне было важно не баранку крутить и не бензин в бак заливать, а иметь фуражку с шашечками, длинный шарф и краги. Словом, все равно представлялась какая-то роль и костюм. 

Ракушка.jpg
«Ракушка»

Играть на сцене – моя детская мечта. И мне всегда хотелось играть именно в этом театре. В любимом городе и с коллективом, который знаю с детства.  

Ах, эти актерские штучки…

– Но довелось вам поискать работу в разных уголках России... 

– Я понимала, что не смогу служить в этом театре, но мне хотелось служить искусству. Показалась в Камерный театр, но Михаилу Бычкову не подошла моя фактура, а в ТЮЗ не пошла. Тогда поехала в Москву и постучалась в 20 театров столицы. А это 2009-й кризисный год, вообще никого никуда не брали, не только в театральной индустрии. 

Показалась в Театр русской драмы, Маяковку, МХАТ им. Горького. В театр Сатиры мы поехали пробоваться уже целой компанией однокурсников. И тут уже начались приключения. Не пускали же, а нам бы только до кабинета нужного дойти и попроситься на показ – все, что нужно. 

И вот мы идем, а какая-то женщина нас останавливает: «Вы к кому?» У меня на лице ледяное спокойствие: «Мы на показ». А она спрашивает: «Ну, и как зовут заведующую труппой?» А я понятия не имею! Сказала, что у нее сложное имя, и начала рыться в сумке, в которой ничего нет. Оказалось, ее звали Бронислава. Вот так пальцем в небо попала. Нам, правда, отказали, но иллюзию, что нас пригласили на прослушивание, мы создали. 

Входит свободный человек.jpg
«Входит свободный человек»

Пробовались мы во все театры Москвы, хотя там и своих выпускников достаточно с лихвой. Ну, а что дома сидеть и вздыхать, что у меня все равно ничего бы не получилось? А вдруг бы получилось? 

Потом просилась в Ростов-на-Дону, позже поехала в Псков. Туда меня брали, но я отказалась, уже была на горизонте Вологда. Начиналась самостоятельная жизнь, и здесь мне назвали роль, которая меня ждет, предложили служебную квартиру и хорошую зарплату. 

– Но туда выбрали вас без очного прослушивания, по фотографии… 

– Да, я подала им только список ролей, которые играла, пока училась, и отправила фотографии. И удивилась тому, что сразу взяли. Ну, а если бездарь? А если голос мерзкий? Но приглашали меня на роль секретарши в спектакль «Люкс № 13», и подозреваю, что на тот момент имело значение только то, как я выгляжу. 

Ирония судьбы 

– Как же вы все-таки оказались в воронежском драмтеатре? 

– В разгар первого сезона в Вологде мама сообщила, что в театре появился новый худрук, который готов меня посмотреть (Анатолий Иванов умер после тяжелой болезни в 2009 году – прим. авт.). У меня появился шанс играть на сцене мечты.

Поехала на пробы к Владимиру Петрову (нынешний худрук воронежского театра драмы – прим. авт.) и показывалась на малой сцене в день рождения Анатолия Васильевича. Меня взяли. Но на разовые. Это что-то вроде стажировки. Моего имени не писали даже в расписании. Я была массовкой, в которой режиссеру сложно что-то разглядеть. У меня не было ни своего рабочего места, ни зарплаты – словом, ничего, кроме желания здесь служить. 

Год ко мне присматривались и взяли в труппу.  

Входит свободный человек (1).jpg
«Входит свободный человек»

– Сбылась мечта? 

– Я долго не верила и просила маму ущипнуть меня. 

Главное на сцене – партнерство 

– Образ Нины Заречной, воплощенный вами в «Чайке», удостоен областной премии «Итоги сезона». Наверное, ваша любимая роль? 

– Одна из. Еще люблю очень Лиззи из «Продавца дождя». 

Продавец.jpg
«Продавец дождя»

– На сцене вы часто партнерствуете с актером Евгением Бахановым. Режиссеры говорят, что им нравится ваш творческий тандем. С кем еще хотели бы тесно поработать? И какие самые интересные работы вы бы назвали?  

– С Женей у нас уже седьмое партнерство. В премьере «Солнечной линии» мы играем семейную пару на грани развода – спектакль на двоих. Это очень интересная работа. 

Солнечная лини1.jpg
«Солнечная линия»

Не могу не сказать, что всегда хотела выйти на сцену с Надеждой Леоновой. Я ее большая поклонница. Мы сыграли в спектакле «Как я стал», который уже сняли с репертуара. Но мне мало, я бы хотела снова поработать с Надеждой Константиновной. Люблю очень взаимодействовать с Егором Козаченко. Он не может быть сам по себе на сцене, все посвящено партнеру. И хочется ему соответствовать. Он реагирует на любые мелочи в твоей игре. 

Как я стал.jpg
«Как я стал»

Конечно же, Валерий Потанин. Я рада, что мне удалось с ним поработать. Очень живой актер, великолепный импровизатор. И если ты не побоишься импровизировать вместе с ним, то получишь колоссальное удовольствие. Он настолько глубоко погружался в происходящее, что текст, произнесенный им, пусть и не всегда дословно соответствовал написанному, был более жизненным. Мы его называли вулкан-партнер, и когда он начнет импровизацию, и куда она заведет, нельзя было предугадать. 

Алевтина 8 (с Потаниным в приоритете).jpg
С Валерием Потаниным в паре («Входит свободный человек»)

Большая мечта – сыграть с мамой. Что-то серьезное и глубокое. А вообще в театральной работе очень важно одно – талантливые коллеги. От партнерства с любым я получаю удовольствие. 

– В этом году в драмтеатре бешеный сезон. Восемь премьер плюс репертуарные спектакли. Не хотите в отпуск? 

– Такого сезона еще никогда не было. Был похожий, но полегче. Я не выходила отсюда. Нервничала, в постоянном напряжении, хотя и не все роли были масштабными. Я спрашивала Юру Смышникова: «Как ты выдерживаешь?» У него махина текста, а у меня пять строчек в одном из спектаклей. Он – в отличном расположении духа, а я – разбитое корыто. Секрет – в умении распределять силы. Мне кажется, я этому научилась. И если раньше после двух серьезных спектаклей подряд могла остаться без голоса, то теперь стала гораздо опытнее. 

К тому же я изменила свое отношение к работе. Теперь для меня театр – это только удовольствие. А вот три года назад я бы ответила, что смысл жизни. Я была фанатиком и сильно уставала, теперь мне здесь просто хорошо.

– Говорят, что театр сегодня очень не свободен. А свободен ли артист? 

– Свобода не зависит от профессии. Это что-то внутреннее. Но есть власть над залом, над партнером. Ты зависишь, и от тебя зависят. Спектакль застроен режиссером, и артист обязан выполнять так, как он задумал. Приходится соглашаться. Не потому что ты – подчиненная, а потому что ты – краска у этого художника, нота в сложном музыкальном произведении. Но при этом мы не марионетки, мы спорим. Но предложенное надо оправдывать. 

Входит свободный человек (2).jpg
«Метель»

Фото предоставлено Воронежским академическим драматическим театром им. А. В. Кольцова.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ