2024-05-27

Активные воронежцы на колясках рассказали о своей главной проблеме в самореализации

Активные воронежцы на колясках рассказали о своей главной проблеме в самореализации
Несмотря на повсеместное строительство за последние годы удобных пандусов и подъемных площадок, людей на инвалидных колясках на воронежских улицах заметно больше не стало. А с наступлением холодов дистанция между ними и большим городом со всеми его возможностями становится и вовсе непреодолимой.

С ноября по май таких людей не встретишь на экскурсиях, выставках, литературных встречах, в филармонии, театрах, гипермаркетах и кофейнях. Ведь на самой коляске в это время года уже далеко не уедешь. Редакция выясняла, как обстоят дела с другими способами передвижения и почему пока сошло на нет социальное такси.

Один раз в год

В один из солнечных сентябрьских выходных сотрудник краеведческого отдела городской библиотеки им. Кольцова историк Елена Устинова провела в центре Воронежа экскурсию для молодых и активных мужчин и девушек на инвалидных колясках, рассказывала о легендарной истории места, где сейчас находится главный корпус ВГУ. Это стало уже доброй традицией для Кольцовской библиотеки и воронежцев с ограниченными возможностями здоровья.

– Это молодые ребята, которые пока не создали никакого официального сообщества, но уже давно общаются в своих чатах, вместе выезжают на футбол, на экскурсии или просто на совместные прогулки. Приезжают и в Никитинку на организованные нами небольшие концерты с посвящением в историю музыки, отдельного произведения, композитора. Несмотря на все сложности судьбы, они влюблены в жизнь. Слушают, спрашивают, сами занимаются творчеством, – рассказывает Елена Устинова.

Организатором и вдохновителем этой группы молодых людей на колясках уже много лет является Олег Черников. По образованию он техник-механик, но после травмы позвоночника переобучился на системного администратора.

– Я впервые побывал на экскурсии Елены в 2018 году и потом сам приехал в библиотеку познакомиться поближе, попросил начать проводить групповые экскурсии для наших ребят. Мы стали узнавать невероятные подробности о своем городе, о Великой Оте­чественной войне. Но быстро пролетело лето в этом году, и мы успели собраться только один раз в сентябре. Новые встречи теперь придется отложить до тепла, – рассказывает Олег ЧЕРНИКОВ.

Сошло на нет

Главным препятствием к более тесному и частому общению и вообще – на пути интеграции колясочников в родной город – Олег называет отсутствие здесь полноценной работы социального такси. В других регионах для инвалидов оно гораздо доступнее.

– У нас в Воронеже оно тоже есть, но обслуживает только поездки в лечебные учреждения, и заказывать его надо заранее, за день-два. А обычное такси из-за недавнего резкого скачка цен теперь нам не по карману. Поэтому многие наши ребята при всем желании общаться, посещать разные мероприятия осели в четырех стенах. Не у всех есть коляски с электроприводом. И не все живут близко к центру, – говорит Олег.

К слову, еще восемь лет назад социальное такси в Воронеже работало гораздо активнее. Оборудованные всем необходимым микроавтобусы «форды» и «газели» вмещали три коляски и еще шесть человек. Стоимость одного часа работы такого такси для инвалида тогда составляла 150 руб. Последующие часы – 100 руб. Спрос на такой вид транспорта у воронежцев на колясках и с тяжелой формой ДЦП был огромным, заказов становилось все больше. Одно из таких такси – микроавтобус «Форд» – в 2014 году был куплен за счет средств, собранных на благотворительном балу губернатора. Машина была передана на баланс областного управления социальной защиты.

– Одно социальное такси по городу я иногда вижу. Но это – капля в море потребностей. И теперь, если ребятам надо выехать, они вынуждены вызывать «перевозку» частной скорой помощи. Это космические цены. Все остальные машины социального такси, может, и стоят где-то в гаражах, но водить их и обслуживать теперь некому. Там вообще за руль садились удивительные люди, своего рода фанаты. Обязанностей у них по подъему и устройству инвалида в салоне очень много. А еще надо поговорить с ним, подбодрить, успокоить. Люди за мизерную плату выполняли обязанности за троих. Работать на городских маршрутах гораздо выгоднее. И еще проблема – заправка бензином. Сами ребята на колясках уже готовы были заправлять за свой счет, лишь бы их довозили в нужное место, – рассказывает член Конфедерации деловых женщин России, декан лесного факультета ВГЛТУ Анна Царалунга, которая больше 20 лет занимается в Воронеже проблемами людей с ограниченными возможностями.

Тактика «захвата»

Между тем и в общественном транспорте человека на инвалидной коляске встретишь нечасто. Центральный вход низкопольных автобусов общественного транспорта обустроен откидывающимся пандусом или имеет специальный наклон. Если автобус правильно паркуется около бордюра на остановке, то колясочник беспрепятственно въезжает в салон. Откинуть пандус и помочь человеку на коляске въехать и разместиться в салоне – обязанность водителя.

– Вот эту «крышку от погреба» – пандус центрального входа автобуса – еще надо правильно откинуть, а для этого – правильно припарковаться. Но водителю всегда некогда, он часто останавливается «на ходу», не подъезжая к самому бордюру и потом уже заново под колясочника не перепаркуется. Да и если видит на остановке человека на коляске, то вообще старается проехать мимо. Обычно наша тактика «захвата» автобуса такая: я сижу на коляске рядом с остановкой. Муж подбегает к водителю подъезжающего автобуса, чтобы попросить правильно припарковаться к бордюру и откинуть пандус. Но это ж невыгодно, потому что вместо одной меня на коляске можно разместить в салоне шесть других пассажиров. Так что эту надежду добраться куда-то на маршрутном автобусе мы уже оставили. Домашние стены всех уже «раздавили», – делится Надежда ВОСКРЕСЕНСКАЯ.

– Коляска остается для меня главным транспортным средством, и, значит, всю зиму я невыездной. В гололед, мороз, дождь и ветер на открытой коляске далеко не уедешь, – добавляет Петр ШАТИЛОВ.

С мертвой точки

На этой неделе вопрос по возобновлению полноценной работы в городе социального такси рассматривался на встрече в областном департаменте социальной защиты, куда обратились общественники.

– Мы сделали опрос среди людей на колясках – выяснилось, что потребность в таком такси в Воронеже огромна. Провели анализ ситуации, в том числе работы социального такси в других регионах, и теперь все это представили в правительство области. Надеюсь, что проблема сдвинется с мертвой точки в ближайшее время, – прокомментировала руководитель Центра поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья «1+1» Анна КОЛОМЕНСКАЯ накануне сегодняшней встречи с руководителем областного департамента соцзащиты Ольгой Сергеевой.

Редакция будет следить за развитием событий.

А пока в управлении транспорта сообщили, что в случае, если водители городских маршрутных автобусов отказывают инвалиду в посадке по тем или иным причинам, необходимо оставить обращение по телефону МБУ ЕОГПП 260-51-23. В нем необходимо указать номер транспортного средства, время и место произошедшего.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ