2024-12-16

«Воронежская камерата» встретила слушателей выставкой о Мстиславе Ростроповиче

Фраза «Не важно, каким инструментом выражаются идеи, важно, какие они, эти идеи произведения, и каковы связанные с ними мысли интерпретатора», принадлежащая величайшему музыканту и композитору Мстиславу Ростроповичу, отражает глубину его личности. И таких – очень точно его характеризующих – на выставке несколько.

Фраза «Не важно, каким инструментом выражаются идеи, важно, какие они, эти идеи произведения, и каковы связанные с ними мысли интерпретатора», принадлежащая величайшему музыканту и композитору Мстиславу Ростроповичу, отражает глубину его личности. И таких – очень точно его характеризующих – на выставке несколько.

Воронежская филармония 3 октября открыла пятый фестиваль камерной музыки «Воронежская камерата», и первым его событием стала передвижная стендовая выставка «Мстислав Ростропович. Диалог с мастером: о музыке, событиях, эпохе». Семидневное музыкальное событие приурочено к 95-летию со дня рождения маэстро Мстислава Ростроповича.

Штрихи к портрету

Зрителям представили более 80 редких и малоизвестных документов и фотографий. В число экспонатов во­шли также генеалогическое древо семьи Ростроповичей, программки и афиши с выступлений и концертов, открытки, рукописи, письма.

– Организуя такую выставку, мы не претендовали на полное освещение личности Ростроповича и истории его семьи, потому что это невозможно: его талант необъятен, – сказала художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралева. – Мы показываем только отдельные штрихи и грани его жизни и творчества.

Экспозицию создали на основе материалов Российского национального музея музыки, Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына и Государственного архива Воронежской области. Воронежская филармония обратилась за материалами даже к личному архивариусу семьи Ростроповичей Ларисе Чирковой!

Особый акцент в экспозиции сделан, конечно, на связи семьи Мстислава Ростроповича с Воронежем. И с представлением этой части биографии всемирно известного музыканта организаторам помог историк Александр Акиньшин, автор книги «Воронежские Ростроповичи. Семейный портрет на фоне истории».

– Мы определили условные разделы выставки, узловые моменты. Мы представляем маэстро как всемирного музыканта, его взгляд на современников и оценку коллег по цеху самого Ростроповича. И еще одна линия связана с визитами исполнителя в Воронеж, – пояснила Ирина Авралева.

Наиболее раритетный документ, вошедший в экспозицию, датируется 1879 годом. Это фрагмент выписки из аттестата Матильды Александровны Пуле, бабушки Мсти­слава Ростроповича. Дед Мстислава Леопольдовича, Витольд Ганнибалович, именно в этот год переезжает жить в Воронеж, где они скоро познакомятся. Составители сочли этот факт любопытным, ведь именно с него начинается воронежская история Ростроповичей.

Среди прочих документов можно обнаружить программку, в которой 11-летний Мстислав Ростропович упомянут как один из участников концерта, или же афиши, свидетельствующие о гастрольных выступлениях маэстро в Воронеже в 1958 и 1980-х гг., и другие.

Выставка будет работать в фойе филармонии до 31 октября.

Ломая стереотипы

На торжественном открытии юбилейного фестиваля «Воронежская камерата» с приветственными словами выступила руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур.

– Вот уже пятый год подряд на эту сцену выходят удивительные молодые исполнители, каждый раз фестиваль «Воронежская камерата» открывает для нас новые имена. Программа потрясающая! Я очень советую приходить сюда каждый день, и каждый день, я вас уверяю, вы будете крайне удивлены тем, что услышите, – сказала она.

И программа первого дня действительно стала сюрпризом, ведь вниманию воронежского зрителя представили концерт клавесинного дуэта A&А, девиз которого «Ломаем стереотипы». Мало того что играть в четыре руки на этом, казалось бы, не самом современном инструменте – весьма непростая задача, так еще публике приготовили настоящее театрализованное представление с видеопроекциями и актерскими амплуа.

Артистки Анна Кискачи и Анастасия Антонова, виртуозно чувствующие музыку, танцевали, прибегали к интерактиву с залом, менялись местами, хулиганили, как будто стараясь выяснить: кто же в дуэте главный. И, кстати, во время пресс-подхода этот вопрос прозвучал. Но девушки, снискавшие славу экстравагантного коллектива (в хорошем понимании слова), ответили, что дуэт – это уже команда.

В Воронеже Анна Кискачи и Анастасия Антонова представили «клавесинные истории пяти веков» – любовные, безумные, правдивые и фантастические. Венцом их программы стала знаменитая «Пляска смерти» Сен-Санса в переложении для клавесина в четыре руки.

– Программа примечательна еще и тем, что каждое произведение получило свою индивидуальную визуальную концепцию, разработанную медиахудожником и дизайнером Василием Бычковым. Анимацию создала компания Art Novi, – рассказала лектор-музыковед, заслуженный работник культуры РФ Валентина Головина.

Дуэт A&А сыграл, кстати, на местном инструменте: клавесином, ставшим репликой инструмента 1769 года, изготовленного для двора Людовика XV, филармония обзавелась в 2014 году.

Насыщенная программа

По словам Ирины Авралевой, программа юбилейного фестиваля камерной музыки традиционно многогранная и насыщенная. Уже в первый фестивальный день в кассе отвечали, что почти все билеты на предстоящие события раскуплены. В программе – и выступление камерного ансамбля «Солисты Москвы» с Юрием Башметом, и Государственного квартета имени Бородина, и дуэта баянистов SiBDUO из Сибири – противоположностей, отличающихся, как черные и белые клавиши на их инструменте.

– Но помимо концертов в этом году мы предложили зрителям целый ряд мероприятий, которые посвящены династии Ростроповичей. Состоится экскурсия по памятным местам семьи, пройдет встреча с воронежским историком-исследователем Александром Акиньшиным, а также показы документальных фильмов, – рассказала художественный руководитель.

Юбилейный фестиваль камерной музыки продлится в Воронеже до 9 октября. С полной программой можно ознакомиться на сайте филармонии.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы Ермаковой