2024-03-28

«Мы не знаем, что происходит за соседней стенкой». В Воронеже поставят спектакль «Как я выжил»

16 февраля в 15:00 в Воронеже состоится премьера российско-датского спектакля «Как я выжил» театрального проекта «Город. Разговоры».

16 февраля в 15:00 в Воронеже состоится премьера российско-датского спектакля «Как я выжил» театрального проекта «Город. Разговоры». Его реализуют московский драматург Валерий Воронецкий и актриса Никитинского театра Марина Демьяненко. Сейчас они собирают истории о выживании.

В поле интереса датского театра C:NTACT – разные социальные группы: подростки, заключенные, ВИЧ-инфицированные, наркозависимые и т. д. Суть проекта такова, что люди, не имеющие профессионального актерского образования, сами выходят на сцену, чтобы рассказать историю собственной жизни. В России идею датчан первыми поддержали худрук театрального проекта «Квартира» Борис Павлович и драматург Элина Петрова из Санкт-Петербурга. В ноябре 2019 года спектакли «Как я выжил» одновременно прошли в Копенгагене, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В Воронеже документальную постановку с участием жителей города покажут в феврале впервые.

– Мы тоже ищем людей из разных социальных групп. Хочется таких историй, которые будут актуальны и будут волновать людей. Уже есть герой, который пережил рак. Женщина рассказала о домашнем насилии. Маркировка спектакля «Как я выжил» точно будет 18+, – рассказал Валерий Воронецкий. – Сначала я хотел делать проект в Москве, где живу и работаю, но Элина Петрова сказала, что им интересны регионы. Решил, что поеду в Воронеж, здесь я учился, у меня есть группа единомышленников. Мне очень интересно сделать этот спектакль с профессиональной точки зрения, интересно поработать там, где будут не актеры. Это новый опыт.

Валерий Воронецкий с согласия людей, которые, возможно, расскажут нам свои истории выживания со сцены, разрешил корреспонденту «Горкома36» поприсутствовать на их встрече для того, чтобы понять, как устроена внутренняя кухня. Интервью продолжалось семь часов! Воронецкий не только задавал вопросы, он рассказывал истории о себе, стараясь выстроить дружеский диалог. Говорит, что не любит играть в одни ворота.

– Я отношусь к интервью с незнакомым человеком как к экспресс-свиданию. Мне нужно максимально быстро с человеком подружиться, выйти на какой-то доверительный тон. В институте искусств этому не учат, – отмечает он.

Драматурга интересовали не только ситуации, в которых довелось побывать героям, но и их чувства.

– Мне важна история, как человек это пережил, что делал и что было потом. Часто рассказывают, как долго переживали, долго-долго плакали, а потом долго думали. Это не то, что нам нужно. Когда я проводил тренинг по документальному театру, приводил пример одной девушки, которая рассталась с парнем. Она сказала фразу: «Я пришла, упала лицом в кровать, так и лежала». Мы зацепились за эту фразу, потому что она сильнее и ярче говорит о внутреннем состоянии человека, чем просто «пришла и плакала». Описывать переживания можно долго, но это не зрительно, это не цепляет. Моя задача как документалиста – отыскать зрительные образы, которые оставят отпечаток в сознании, – объяснил драматург.

Чтобы было из чего выбрать, человеческих историй берут с запасом. После встречи с людьми драматург соберет их рассказ в десятиминутный текст. Заучивать его героям, разумеется, не придется. Драматург обещает, что людей мы увидим такими, какие они есть на самом деле. И драматургический текст не будет художественно обработанным или приукрашенным.

– Мне важно зафиксировать речь человека, то, как именно он говорит. Помарки в тексте, обороты, спотыкания, междометия. Всегда оставляю мат. Экспрессивная лексика четко иллюстрирует переживания человека. Что-то менять, запрещать человеку что-то говорить – нет. Но есть другой момент. Мы говорим, что это непрофессиональные артисты, но при этом зовем зрителей на спектакль. Я думаю, что у зрителя все равно может сохраниться впечатление того, что перед ним персонаж, и он что-то перед ним разыгрывает. Поэтому особенно важно оставлять речь человека такой, какая она есть, – добавил Валерий.

Всего планируют показать 6-8 историй, однако сам персонаж, даже отрепетировав, может отказаться выходить к зрителю. Как из-за страха выступать на публике, так и из-за нежелания открыть свое лицо. А маски – не для этого проекта.

– И если к актеру в таком случае еще могут быть претензии, он же профессионал, то с обычным человеком так не получится, – говорит Воронецкий. – Но мы за количеством не гонимся, пусть будет меньше историй, но все они будут классными.

Планируется, что на одной площадке можно будет увидеть одну, максимум две истории.

– Это тоже одна из составляющих проекта – не видеть другие истории. Мы же и в жизни не знаем, что происходит за соседней стенкой. А там, может быть, муж жену бьет. Узнаем только тогда, когда уже поздно. Мы хотим, чтобы после спектакля зритель вышел другим человеком, чтобы ему не была безразлична судьба другого человека или ненавистен его выбор, – подчеркивает Валерий Воронецкий. – Это такой формат, и мы ищем площадки, которые примут нас бесплатно. Все истории потом можно будет посмотреть в интернете.

Если вы хотите поделиться своей историей, можете написать Валерию или Марине.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ