2024-04-23

Зеленый театр в Воронеже: советское прошлое и современность

В Воронеже 2 июня открылся шестой Международный Платоновский фестиваль искусств, успевший стать одним из определяющих событий в культурной жизни как минимум Центральной России.

В Воронеже 2 июня открылся шестой Международный Платоновский фестиваль искусств, успевший стать одним из определяющих событий в культурной жизни как минимум Центральной России. Одной из площадок форума станет реконструированный Зеленый театр в Воронежском центральном парке. Как это место выглядело раньше и что появится здесь после масштабной реконструкции, в преддверии презентации обновленного театра выяснил корреспондент «Горкома». 

Сталин и аттракционы 


Сам парк, открывшийся в 1844 г., известен в истории Воронежа под разными названиями: в царские времена это был Ботанический сад, затем при советской власти зеленую зону несколько раз переименовывали, пытаясь таким образом увековечить известных политических и культурных деятелей. В разные годы парк носил имена Кагановича и Максима Горького, а в народе прижилось название «Динамо» - как и расположенного рядом стадиона. 

2.jpg

- В мае-июне 1929 г. прошли работы по благоустройству бывшего Ботанического сада и превращению его в парк им. Кагановича, - рассказывает историк Владимир Размустов. – Были выделены средства на благоустройство: территорию электрифицировали, разбили клумбы, построили кафе и киоски, небольшую летнюю сцену и танцплощадку. А открытие первого в истории города парка культуры и отдыха состоялось 7 июля 1929 г. 

3.jpg

В июне 1941 г. Воронеж, как и другие 24 крупных города, оказался на военном положении. В крытых помещениях парка им. Кагановича организовали военное производство — собирали патроны и гранаты, набивали ленты для пулеметов. Однако после поражения немцев под Москвой считалось, что военная угроза для Воронежа миновала, так что в апреле 1942 г. городской комитет обороны принял решение перевести военное мастерские в другое место, а парк открыть для свободного посещения. 

Но в июле-августе 1942 г. городской парк стал местом ожесточенных кровопролитных боев. 

- На территории зеленой зоны сегодня есть братская могила, ее привели в порядок пару лет назад, - вспоминает историк. – А на склонах, ведущих к стадиону «Динамо», до сих отчетливо сохранились следы войны – окопы, траншеи, огневые точки с ходами сообщений. 

После освобождения Воронежа парк реконструировали, добавили «сталинский ампир» как символ Великой Победы. Хотя нововведения затронули не только зеленые зоны: тогда многие постройки 1930-х, выполненные в стиле конструктивизма (здание ЮВЖД, строительный институт) изменились до неузнаваемости. Как раз в это время на территории парка и появился Зеленый театр – во всяком случае, под таким названием. 

4.jpg

Тому сохранились и печатные свидетельства. Так, в газете «Вперед» 4 августа 1946 г. сказано: «Работники управления дороги, Воронежского и Отрожского узлов проведут праздник в парке культуры и отдыха им. Л. Кагановича. Днем в Зеленом амфитеатре состоится митинг, а после него - большой концерт с участием Воронежского государственного хора, джаз-оркестра филармонии и художественной самодеятельности».

В парке им. Кагановича была и статуя Сталина – ее установили на центральной аллее, недалеко от Зеленого театра. Правда, простояла она недолго – после знаменитого XX партсъезда, где Хрущев выступил с докладом о развенчании «культа личности», по регионам разослали директиву – убрать памятники, но быстро и тихо. 

- Старожилы СХИ, а я там провел детство, расскажут вам легенду о том, что фигуру Сталина из парка власти ночью убрали и «спрятали» в реке Воронеж, – вспоминает Владимир Размустов. – Но не рассчитали глубины, фигура ушла головой в песок – а утром те, кто оказался у реки в районе санатория им. Горького, видели бетонные сапоги, торчащие из воды.

При восстановлении театра в стиле «сталинского ампира» оформили главную лестницу и летнюю эстраду – обустроили амфитеатр со скамейками для зрителей. Кстати, воронежский Зеленый театр стал «младшим братом» такого же сооружения в Москве. 


Воронежская ВДНХ 

 
К театру вела аллея с фонарями, которую быстро облюбовали парочки для романтических прогулок. Но площадка, конечно, пользовалась популярностью не только среди молодежи: летом по выходным здесь можно было посмотреть театральные спектакли или концерты гастролирующих ансамблей, а в свободные вечера здесь показывали кино – неизбалованные зрители располагались на 20-метровом склоне со скамейками. 

- Я сам каждую осень ходил в парк с родителями. Отлично помню яркие впечатления от выставок достижений сельского хозяйства, которые устаивались на «Динамо» в 1970-х: огромные свиноматки и быки-производители, пушистые кролики, снопы колосьев и пирамиды свеклы, - рассказывает Владимир Размустов. – А в Зеленом театре главы районов области отчитывались об успехах, выступали народные коллективы. 

5.jpg

Именно «Динамо» стал первым местом проведения Дня города – в мае 1986 г. здесь отмечали 400-летие Воронежа. В парке разместился чешский луна-парк (ведь побратим столицы Черноземья – город Брно). А в Зеленом театре тогда выступали самодеятельные коллективы. Впрочем, тот год запомнился горожанам не только праздниками: из-за ударных темпов строительства Северного моста (его спешили сдать к юбилею) оказалась нарушена ливневая канализация. В результате летом, после сильных дождей парк затопило: скамейки, аттракционы и летние кафе буквально смыло, вода поднялась на несколько метров. Из-за наводнения и Зеленый театр был временно закрыт. 

- И если с тех пор сам парк пришел в запустение, то театр еще несколько лет работал – например, в апреле 1988 г. здесь прошел двухдневный рок-фестиваль, - вспоминает историк. – Однако летом того же года площадку закрыли окончательно – после давки, устроенной фанатами во время гастролей группы «Ласковый май». 

Следующие 25 лет в истории Зеленого театра можно смело назвать временем забвения: скамьи и оборудование (то, что не растащили предприимчивые горожане) пришли в негодность, площадка заросла травой и кустарниками. А буквально 7-8 лет назад территорию бывшего театра облюбовали скейтеры: они устраивали там тренировки и показательные заезды. 

От хай-тека до ампира 


Зеленый театр, как и весь парк «Динамо» (сегодня – Воронежский центральный парк), долго ждали восстановления: к реконструкции самой крупной городской зоны отдыха власти приступили весной 2014 г. Сначала обновили центральную аллею, пруд и родники, обустроили воинское захоронение, а около года назад дело дошло и до модернизации театра. 

6.jpg

Предложение по реконструкции объекта разработала компания «Экологические проекты ЦЧР» из Воронежа. Автором проекта стал архитектор Роман Пупавцев: воронежцам знакома другая его работа, «Памятник воинам-интернационалистам». 

При моделировании архитектурного облика Зеленого театра проектировщики пошли по пути «сохранения советского наследия» – того, каким площадку помнят многие горожане. 

- Определить однозначно, к какому именно архитектурному направлению относится новый Зеленый театр, довольно сложно – на мой взгляд, ближе всего будет сталинский ампир, но с явными чертами классицизма. Объект получился немного помпезным, но очень красивым, - поясняет Роман Пупавцев. – При разработке проекта мы долго консультировались, рассматривали разные решения – от хай-тека до «современной классики». 

По словам проектировщика, на рассмотрение заказчикам было предложено восемь различных концепций, и даже финальный вариант пришлось дважды изменять. Кстати, при реконструкции пришлось демонтировать то, что оставалось от старого театра, потому что все постройки пришли в негодность. 

7.jpg

Новый театр воссоздан в границах предыдущего, однако проект, естественно, отвечает требованиям современности. Например, в реконструированном Зеленом театре появились гримерки, так необходимые готовящимся к выступлению коллективам, и туалеты для зрителей – вещь не менее нужная. Значительно удобнее станет работать и обслуживающим концерты специалистам – для звукооператоров и художников по свету предусмотрено отдельное помещение, из которого они смогут управлять своим оборудованием. 

- Это современный объект, отвечающий всем новейшим стандартам, - уверен Роман Пупавцев. – Кроме того, аналогов нашему проекту в России сегодня нет: ведь все открытые театры строились еще в советское время. 

8.jpg

Амфитеатр, рассчитанный на 1634 мест, станет одним из самых крупных в нашей стране. Но в действительности «зрительный зал» сможет вместить значительно больше людей: расположение сцены рассчитано так, чтобы хороший обзор на спектакль или концерт открывался с разных точек. Те, кому не хватит места на скамейках, вполне смогут разместиться на газонах вокруг – достаточно запастись пледами. 

В старом Зеленом театре была только одна сцена – собственно, она и использовалась для выступлений. А после реконструкции к основной площадке, оборудованной навесом от дождя, добавились элементы, характерные для серьезных профессиональных театров – арьерсцена (она расположена в глубине и призвана создавать эффект расширения пространства – здесь можно устанавливать передвижные декорации) и большие ворота – при необходимости их будут открывать во время спектакля, также формируя многоплановую перспективу.  

Важной частью обновленного театра станет малая сцена – она разместится сразу после лестницы. Предполагается, что площадку можно будет использовать не только для небольших постановок, но и для проведения показов или выставок. 

- А для режиссеров это станет хорошим подспорьем в реализации различных задумок, - считает Роман Пупавцев. – Это многофункциональная зона, найти для нее применение будет несложно. 

Розы или ручьи? 


Отдельного упоминания заслуживает лестница: ее смело можно назвать цветочным водопадом. Подобный эффект достигается за счет использования множества клумб с розами – они расположены по центру. Кстати, в одном из первых вариантов проекта вместо цветов предлагалось создать реальный водопад – ниспадающий поток лаконично завершался фонтаном у подножия лестницы, однако позднее от этой идеи решено было отказаться. На верхнем ярусе, по бокам от ступеней, созданы две смотровые площадки – отсюда открывается замечательная панорама на спуск. 

9.jpg

Оформление гримерок также уникально: выдержанные в современном стиле лофт с использованием большого количества зеркал, помещения расписаны в так называемой технике архитектурной отмывки – эскиз разработал автор проекта. 

Уникальности новой визитной карточке Центрального парка добавит и интересное расположение: объект лаконично вписан в ландшафт, с сохранением всех перепадов высот. 

- Мы оставили в неприкосновенности ностальгический мотив – например, сохранилась памятная многим лестница и подходы к театру, - рассказывает Роман Пупавцев. – Кроме того, оформление капители (верхней части колонны) стало своего рода фирменным знаком для всего парка. Этот рисунок повторятся не только на площадке самого театра, в его ограждении и на смотровых площадках, но его можно встретить и на фасаде главной входной группы зеленой зоны. 

Совсем скоро обновленный Зеленый театр примет первые постановки. Остается надеяться, что иностранные труппы увезут домой приятные воспоминания о современной площадке в столице Черноземья – и о теплом приеме зрителей.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ