Министр по развитию экономического сотрудничества с Россией Хиросигэ Сэко приехал в Воронеж не один. В пятницу, 28 апреля с ним прибыла делегация численностью более 40 человек, включая японских журналистов. Это говорит о важности и многоплановости тех проектов, которые обсуждали в столице Черноземья японский министр Хиросигэ Сэко, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис, губернатор Алексей Гордеев и мэр города Александр Гусев.
Самый умный дом в России
Министр подтвердил журналистам, что в Воронеже планируется реализовать пять российско-японских пилотных проектов по созданию комфортной городской среды.
И один из этих проектов достиг стадии подрядного соглашения. Прямо в зале заседаний был подписан договор подряда на строительство "умного дома" в Воронеже - между Nice Corporation, ОАО "ДСК" и ВГТУ в рамках российско-японского сотрудничества.
Предполагается, что к июню 2017 года в кампусе опорного университета на улице 20 лет Октября построят "Умный дом" по японским технологиям. В квартирах "умного дома" предусмотрены экологически чистая отделка и датчики здоровья, которые будут реагировать на повышение давления или температуры жильцов.
Но самое интересное, что это будет не жилой дом, а лабораторный комплекс, в котором будут работать студенты техуниверситета. Панели для него привезут из Японии, фундамент и отделку произведет ДСК – так что сроки строительства будут ударными: ввод дома в эксплуатацию планируется уже в августе текущего года.
Возможно, там внедрят и уникальную технологию мусоросжигания: газом, полученным при переработке мусора, можно отапливать помещения.
В Северный – на метро
В ходе визита презентовали проект двух линий метро, которые соединят центр города с Северным районом (конечная - Памятник Славы) и Левым берегом (до автомобильной развязки на ул. Остужева). Это часть российско-японского пилотного проекта по улучшению городской среды. И действительно, что может эффективнее улучшить среду, чем метро.
Реализовывать проект планируется по схеме государственно-частного партнерства с привлечением девелоперов. Финансирование подземных работ и прокладка рельсов, по мнению авторов проекта, должны проходить за счет госбюджета. А приобретение подвижного состава хотят доверить частным инвесторам. Проект транспортного сообщения еще будут дорабатывать в 2018 году.
Стоимость первой очереди объекта оценивается в миллиард евро. Не удивительно, что на подходе к журналистам губернатор Алесей Гордеев был осторожен и предпочитал употреблять сочетание «легкое метро». Но японская сторона твердо гнула свое: «метро» - словно призывая воронежцев не соглашаться на меньшее.
И миллиард – только часть затрат. Потому что комфортная среда- это и совершенно новое решение городских транспортных узлов. В нашем случае предстоит перекроить площадь Черняховского, чтобы там было удобно и транспорту всех видов, и пешеходам, и велосипедистам.
Умные и с глазами
К счастью, остальные проекты не так дороги и могут быть реализованы уже в ближайшее время. Например, проект реновации канализационного коллектора обойдется всего в 10 миллионов рублей. С участием ООО «РВК-Воронеж», японских компаний, а также московского филиала Токийского института Номура в качестве пилотного объекта был выбран участок безнапорного канализационного коллектора за торговым комплексом «Castorama» в Советском районе. Российская сторона берется подготовить коллектор и отвести стоки на время работ, а японцы «омолодят» трубы, увеличив пропускную способность системы.
В Воронеже появится еще одна конструкция с интеллектом – умные светофоры - в рамках проекта «Борьба с дорожными заторами» планируется установить высокотехнологичное оборудование компании Kyosan Electric на 10-ти светофорных объектах по ул. Плехановской – Московский проспект от ул. Кольцовской до ул. Хользунова («Пирамиды»).
Светофоры будут не только умными, но и «глазастыми»: они будут считывать мощность потока машин и передавать данные далее от перекрестка к перекрестку, где каждый контроллер будет самостоятельно определять оптимальный режим.
«Воронеж – город, который символизирует Россию»
Когда у Алексея Гордеева спросили, не повлияет ли такое серьезное архитектурное вмешательство на традиционную стилистику в облике Воронежа, губернатор серьезно ответил:
- Мы думали об этом. Но специалисты из Японии работали очень серьезно, изучали наши традиции и архитектуру вплоть до столетней истории: им можно доверять. Это квалифицированные специалисты, способные обеспечить гармоничный подход к развитию города.
- У коллег из Японии есть две полезные для нас вещи: компетенции и технологии. Мы прорабатываем вопрос, чтобы японские коллеги еще и проинвестировали эти проекты. Но самое главное - технологии и компетенции, которым нам нужно поучиться, чтобы сделать наши города уютными и комфортными, а передвижение - скоростным. Ключевым пилотом для РФ в рамках российско-японского сотрудничества является город Воронеж, - сказал Андрей Чибис.
Но интереснее всего было узнать у японского министра, почему был выбран именно Воронеж? Этот выбор был искренним сюрпризом для воронежской общественности. Японская бизнес-миссия в прошлом году посетила несколько городов. Эксперты остановились не на богатой Казани, не на развитом Новосибирске, не на удобном для застройки Волгограде, а на Воронеже, у которого проблем – выше крыш.
Хиросигэ Сэко произнес по этому поводу удивительные слова:
- Воронеж - город, который символизирует Россию. Это красивый город с богатой историей. Здесь 130 тысяч студентов, значит, он молод, динамичен. Воронеж может служить «пилотом» и всей стране показать возможности российско-японского сотрудничества.