2024-03-28

Выставка Эрнста Неизвестного открылась в воронежском музее им. Крамского

В областном художественном музее им.И.Н.Крамского открыта выставка, представляющая творчество легендарного мастера.

В областном художественном музее им.И.Н.Крамского открыта выставка, представляющая творчество легендарного мастера. Название у нее длинное – «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Россию. Избранные произведения из коллекции Феликса Комарова». Содержание – всеобъемлющее: экспозицию составили скульптура, живопись, графика художника-философа и фотографии его монументальных работ, которые в натуральном виде не втиснуть ни в одно выставочное пространство.
 

Мазня по Хрущеву

 
 Коллекционер, друг, официальный представитель Эрнста Неизвестного в России Феликс Комаров приезжал на вернисаж лично. И рассказал, что воронежскому показу предшествовала московская выставка «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж», состоявшаяся в январе нынешнего года: ее, посвященную 90-летию мастера, посетили десятки тысяч человек. А критики назвали не только знаковым событием в мировой культурной жизни, но и торжеством высшей исторической справедливости. Слишком уж драматичным оказался творческий путь художника…

Эрнст Иосифович Неизвестный – уникальная личность с непростой судьбой. С юности будущего мэтра отмечали на Всесоюзных конкурсах детского творчества, он получил классическое художественное – советское – образование. В Великую Отечественную ушел добровольцем на фронт. Вернувшись к творчеству в послевоенные годы, занялся поиском нового выразительного художественного языка. К концу пятидесятых стал лауреатом премий международных фестивалей и конкурсов. Работал художником-иллюстратором, создавал монументальные скульптуры и барельефы. Судьбоносной оказалась нашумевшая выставка 1962 года «30 лет МОСХ» – как раз в Центральном Манеже. Ее экспонаты разгневали тогдашнего главу государства Никиту Хрущева, подвергшего их жесткой критике: «Мазня! Запретить, все запретить!» Неизвестный, отличавшийся независимым характером и такими же суждениями, посмел возразить высокопоставленному невежде, что стало началом конфликта скульптора с властью, закончившегося вынужденной эмиграцией в 1976-м.
 

Рождение и смерть

 
В Воронеж Неизвестный «приехал» благодаря дружбе нашего губернатора с Феликсом Комаровым. Выставка планировалась еще при жизни мастера, но месяц назад, 9 августа, мир потерял этого выдающегося человека. В желании показать его творчество как можно большему количеству народа владелец коллекции поставил условием организации выставки ее бесплатное посещение. А собравшимся на открытии рассказал массу интересных подробностей из жизни и творчества Эрнста Иосифовича. В том числе – касаемо скандальной выставки.
– Он тогда сказал Хрущеву: «Никита Сергеевич! А кто вас так обманул, сказав, что вы разбираетесь в искусстве? Этот человек – вам не друг!» – вспоминал Феликс Романович. – И Хрущев увидел в нем величину. А через много лет я спросил сына Хрущева, Сергея, почему именно к Неизвестному обратилась семья Никиты Сергеевича с просьбой сделать надгробие для его могилы. И тот ответил: «Папа, может, не все понимал в творчестве Неизвестного, но с огромным уважением относился к этому человеку, отдавая должное масштабу его личности…» Чем больше судьба посылала Эрнсту испытаний, тем вдохновеннее он творил. Боевой человек, офицер, человек огромного мужества и острой реакции на все. Был ранен на войне. Был даже убит! Он попал в морг; труповозка выбросила его в кучу трупов, но «покойник» вдруг зашевелился – видимо, от боли. И благодаря этому обрел второе рождение. А когда он уходил, сказал жене, которая в тот момент была рядом: «Анюта! Прошу об одном: никаких надгробий, никаких мемориалов на моей могиле. Поставьте простой русский крест…»
 

Институтский дух

 
Не менее любопытными воспоминаниями о Неизвестном поделился народный художник России Олег Савостюк, сокурсник Эрнста Иосифовича по Суриковскому институту.
– Поступили мы одновременно, хотя он был постарше; тогда в институт пришло много фронтовиков, в том числе и Неизвестный, – рассказал Олег Михайлович. – Это был темпераментный очень человек, энергичный. После института мы на время разошлись, а встретились на той памятной выставке в Манеже. Там ведь не только Эрнсту досталось, по мне тоже прошлись. Все очень просто: натравил на нас Хрущева председатель Союза художников России Серов, с его подачи начался этот сыр-бор. И, к сожалению, долго не кончался. Но, с другой стороны, такие налеты несчастья и делают нас известными: о конфликте написали во всех более-менее свободных в то время газетах. Хотя, конечно, такая мясорубка не может не отражаться на творчестве… А потом я его в Союзе художников, простите, за рюмкой провожал в Америку. В восьмидесятых мы встретились в Нью-Йорке. Он тогда жил там очень плохо, снимал гараж, причем в негритянском квартале, где после шести вечера ходить опасно. Приработки какие-то искал, чем-то зарабатывал. Но энергия, мощь художническая не угасала в нем никогда. Дух, который присутствовал в Эрнсте в институте, сохранился на всю жизнь. Поэтому и творчество его – динамичное, взрывное. Задевающее многие человеческие струны – даже на фоне тех проблем, которые существуют в сегодняшнем мире…

Оксана МИШИНА

Справка

Монументы и скульптуры Эрнста Неизвестного установлены в Женеве, Стокгольме, Нью-Йорке, где мастер жил и работал, в центре Кеннеди в Вашингтоне, в разных уголках России – в Москве, Перми, Магадане, Кемерово, Крыму. Существуют два музея художника – на его родине в Екатеринбурге и музей «Древо Жизни» в Швеции. Работы Неизвестного находятся также в музейных собраниях и значимых частных коллекциях по всему миру, в том числе – в коллекции Ватикана.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ