Первый летный экземпляр российского самолета МС-21 покинул цех окончательной сборки для подготовки к первому полету, сообщили федеральные агентства.
Как известно, сборку «самолета будущего», «конкурента Боинга и Эрбаса», как уже прозвали его стратеги отрасли, произвели в Сибири в цехах компании "Иркут" (входит, в Объединенную авиастроительную корпорацию), но в кооперации по этой программе активно участвуют и воронежские авиастроители. Как рассказали корреспонденту «Горкома36» в пресс-службе ВАСО, воронежские поставщики, в частности, отвечают за люки, обтекатели рельсов закрылков, пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси, обтекатель «крыло-фюзеляж», детали носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения. Первые самолетокомплекты уже переданы заказчику. К 2020 году планируется поставить 72 комплекта для МС-21.
Российское руководство связывает с новым самолетом надежды на возвращение России в ряды мировых лидеров в области гражданского самолетостроения. Общий портфель заказов на новинку отечественного авиапрома составляет 250 машин.
Стоит отметить, что в Воронеже освоены два варианта пилонов: под двигатель Pratt & Whitney и под российский ПД-14. И последний вариант имеет даже больше перспектив: отраслевое руководство делает решительную ставку на импортозамещение в авиапроме.
На первом заседании Авиационной коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал – ни больше и меньше – пересадить за 10 лет россиян в отечественные самолеты.
«Политический выходец» из Воронежской области привел статистику, согласно которой Россия непозволительно сильно зависит от зарубежных производителей авиатехники. Как сообщил пресс-релиз федправительства, ежегодно в России производится около 30 пассажирских самолетов- в 20 раз меньше, чем производство Airbus и Boeing. И текущие закупки перевозчиков - сплошь Эрбас и Боинг. В первую очередь это касается больших «флагманских» судов. Парк отечественных перевозчиков на 80% состоит из иностранной техники.
И можно подумать (а можно и впрямь подумать), что авиаимпорт лоббируют наши же чиновники и депутаты: большинство иностранных самолетов ввозится с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. «В 2012-2014 годах сумма, которую мы заплатили по льготам иностранным авиационным производителям, составила 145 млрд рублей, кроме того, зарубежным компаниям перечисляются платежи за лизинг, техобслуживание и ремонт самолетов, сумма которых в 2015 году составила около 225 млрд рублей», - привел Рогозин впечатляющие цифры.
И в этом вице-премьер, курирующий «оборонку», видит немалую стратегическую опасность: ведь переданные в лизинг иностранные самолеты не могут выполнять задачи мобилизационного резерва. В случае военной опасности они будут отозваны их владельцами, а находящиеся в собственности авиакомпаний зарубежные воздушные суда сняты с технического обслуживания.
Бороться с засильем Запада предполагается в первую очередь денежными вливаниями. В 2018-2019 годах на модернизацию воронежских Ил-114-300 и Ил-96-400М будет выделено около 40 млрд рублей.
Не так много по сравнению с сотнями миллиардов в авиационном импорте, но все-таки уже кое-что.
Кроме МС-21, будет развиваться программа Sukhoi Superjet 100, в которой также участвуют воронежцы. Так что концепция импортозамещения, рассчитанная на 10-15 лет, сулит воронежским авиастроителям новые заказы.
Лев Рыбкин