2024-04-25

Воронежский художник-философ показал себя в Северной столице

В санкт-петербургской галерее «Люда» c 24 февраля по 6 марта работала выставка молодого воронежского искусства «Заветные сказки». В числе прочих работ в экспозиции были представлены произведения молодого воронежского художника Сергея Ряполова.
В санкт-петербургской галерее «Люда» c 24 февраля по 6 марта работала выставка молодого воронежского искусства «Заветные сказки». В числе прочих работ в экспозиции были представлены произведения молодого воронежского художника Сергея Ряполова. 

Фотографии ноябрьского леса, луж, отпечатки веточек, листочков и кусок чернозема – вот объекты, представленные художником. За несколько месяцев до этого у Сергея состоялась персональная выставка в Воронежском центре современного искусства «Ноябрь», демонстрировавшая те же арт-объекты, что и в Санкт-Петербурге. Теперь же художник написал на своей странице в соцсетях: «Вот и в Санкт-Петербурге посмотрели на воронежские веточки». 

Увидев в Воронеже выставку Сергея, я вспомнил фразу Хайдеггера: «Когда творец создает мир, он выставляет землю». Эта фраза как нельзя лучше характеризует выставку Раполова, ее можно было бы взять эпиграфом к показу. А чтобы раскрыть подлинный смысл художественного высказывания Сергея Ряполова, необходимо обратиться к «Философии Отчего края», которая разработана воронежским философом Владимиром Варавой. 

«Не только экономика владеет землей, но и поэзия, религия, философия», – пишет Варава в «Философии Отчего края». Эти слова  так же   подходят для характеристики  выставки Сергея: художник Ряполов, творя Отчий мир, в акте художественного творения как его исток выставляет родную землю. 

«Одной из главных ценностей  нравственной жизни является земля. Это настолько сущностное понятие, что для его постижения  требуется напряженная работа и ума, и духа, и совести»,  – пишет далее Владимир Варава. Выставка Сергея Ряполова, по всей видимости, как раз и представляет собой такую вот работу ума, духа и совести. Это работа не только художника, но – философа, своего рода умозрение в красках. 
 
Обращение к земле для автора есть не только и не столько иллюстрация некой абстрактной схемы. Это действие выражает живое, конкретное нравственное печалование о судьбе родной земли. В земле «содержится мелкий прах чужих гробов», писал Андрей Платонов. Так можно сказать и о том комке земли, который лежит на выставочном столе. «Всмотритесь в эту землю, проникнитесь ее тайной печалью!» – вот один из главных посылов прошедшей выставки. 

Здесь отдельно следует указать на то, что в сферу научных интересов Сергея Ряполова входит философия общего дела Николая Федорова, суть которой заключается в трепетном вглядывании в смерть отцов, в нравственном долге воскресить отцов, вернуть из земли прах отцов и оживить его. То есть – воскресить  умерших отцов. Художник-философ желает обнаружить духовное, нравственное измерение земли, и в этом главный пафос выставки. Несомненно, именно этот пафос – центральный, и арт-объект с условным названием «земля/чернозем» есть центральный экспонат, воплощающий фигуру подлинности, в то время как остальные экспонаты выставки выражают фигуру воспоминания (фотография, отпечаток объекта в краске). 

По Хайдеггеру, творение должно дать земле быть землею, вернуть нам духовный взгляд на землю как хранительницу глубинных тайн  национального бытия. И земля, выставленная Сергеем Ряполовым, есть не что иное, как приглашение к долгому путешествию по бескрайним просторам отчего края.  

Андрей КОРОБОВ-ЛАТЫНЦЕВ
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ