2024-04-18

В Воронеже выставлена акварель сценографа Александра Ечеина

Работы, как отмечают сотрудники галереи, «прозрачные и светящиеся». А их автор – «виртуоз своего дела».

Большинство воронежских ценителей изобразительного искусства, безусловно, в курсе, но кто-то сделает приятное открытие: Александр Ечеин, художник-постановщик театра кукол «Шут» имени В.Вольховского – прекрасный, плюс ко всему, акварелист. В этом убеждает его очередная персональная выставка, развернутая в художественной галерее «Нефта» (ул.Кольцовская, 44).

Чувство и логика

На сей раз на площадке, где по доброй традиции Ечеин выставляется ежегодно – «Снежная акварель». Работы, как отмечают сотрудники галереи, «прозрачные и светящиеся». А их автор – «виртуоз своего дела». Притом что «акварель – удивительная по своей сложности и красоте техника. Мало художников, которые берутся сегодня работать в этом направлении».

Заснеженная улочка, где в ряду неказистых частных домов притулилась старинная церквушка. Вид на белые крыши с высоты птичьего полета – чистая лирика. Разъезженный деревенский тракт с низкими деревянными заборами «по бокам» – и, насколько хватает глаз, абсолютное безлюдье…

Философия ечеинских акварелей даст фору иной замысловатой живописи. Простой, незатейливый пейзаж трактует для зрителя понятия, живущие в каждом из нас с детства. Жизнь, любовь, увядание, уходящая натура – городская и, что еще пронзительней, деревенская. Природные образы лишены признаков затверженных схем, творческая фантазия художника перекликается с проницательным наблюдением реальности. Результат – мировоззренческая значимость произведений, обобщающих никак не поверхностные впечатления и размышления.

Жизнь как тайна

Понятно, что капля камень точит: в технике акварели художник работает всю жизнь. Отсюда – качество произведений, мастерство, умение соединять природное чувство цвета с логикой усвоенных законов бытия.

– Мир акварелей реален, – говорит Александр. – Но он никогда не обещает открытия последней, абсолютной истины. Это всегда – жизнь, которая увидена как тайна.

Все верно: работы Ечеина, при всей их определенности, – с загадкой. И загадка эта скрывается не в области замысла, смысла, идеи. Она – в исполнении, в решении художественной задачи: легкая недосказанность – способ спровоцировать зрительский интерес к изображению на холсте. Додумать, дочувствовать, досказать; все эти побудительные мотивы – в активе акварелиста Ечеина. Тонкого, умного, а местами и мудрого.

Интересно, что выставленные в «Нефте» акварели не намекают на то, что их автор – опытнейший театральный художник. В работах – ничего нарочитого, утрированного, в плохом (и в хорошем, кстати, тоже) смысле слова театрального. И это притом что Александр Николаевич буквально живет театром – при необходимости успешно решает даже актерские задачи: в спектакле «Огниво», к примеру, мастерски играет Горбуна. Одним словом, Ечеин – он всегда и везде Ечеин.

Что же касается «Снежной акварели» – ею можно полюбоваться в срок до 5 февраля. Вход в галерею – свободный.

Сергей КИСИН
Фото автора

Справка

Заслуженный художник России, член Союза художников, Международного союза кукольников (УНИМА) и Союза театральных деятелей РФ Александр Ечеин родился в Кирове в 1956 году. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. С 1983 по 1985 годы работал главным художником вологодского театра кукол «Теремок», с 1987-го – художник-постановщик воронежского театра кукол «Шут».

Александр Ечеин оформил около семи десятков спектаклей, среди которых – «Два мастера», «Принцесса и эхо», «Солдат и ведьма», «Волшебное кольцо» и другие. Работы мастера хранятся в Музее детских театров в Москве, в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, в частных коллекциях в России, США, Англии, Канаде, Франции, Китае.


ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ