2024-05-05

В Воронеже меняют понимание инвалидности примерами преодоления

В Воронеже меняют понимание инвалидности примерами преодоления
Слова «инвалид» и «ничего не может сам» нередко соседствуют друг с другом, особенно если речь идет о тяжелых формах недугов. Наличие инклюзии, общежитий сопровождаемого проживания, где молодых людей с ОВЗ социализируют и помогают им освоить прикладные навыки, само по себе не сильно влияет на изменение общественного мнения в части понимания инвалидности.

Организаторы четвертого инклюзивного форума «Новые возможности социальной и трудовой интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» – ВРОО «Молодое Черноземье» – решили влиять на это иными способами. Они провели конкурс среди лучших наставников молодых людей с инвалидностью, который выявил передовые региональные методики, а их воспитанники в свою очередь на практике показали, на что способны, приняв участие в творческом концерте.

Лучшие из лучших

В конкурсе лучших наставников чествовали десятерых победителей. Так, педагог Лариса Гладченко подробно описывает свои наработки. Она представляет общеобразовательную школу № 4 г. Лиски, обучает на дому 17-летнего Максима. У него – серьезная форма инвалидности, но она не мешает ему успешно решать несложные примеры и проявлять активность в интерактивной занятости.

Один из секретов наставника – движение каждый день и вызов эмоций голосом.

– Важно дать ребенку то, чего ему не хватает. Это голос, движение, эмоции. Я должна каждый день слышать голос ребенка, для социализации важно голосовое общение. Как ревет медведь? Как рычит собака? А давай споем? Максиму нравится, когда его слушают. Также важно делать физкульт­минутки, гулять по улице, – говорит о своей методике Лариса Гладченко.

Игра помогает наставнику поддерживать интерес ребенка на каждом этапе занятий, а чтобы он лучше усваивал материал, Гладченко применяет прием «повторение». Его суть заключается в том, что чем больше Максим повторяет, тем дольше он помнит освоенную информацию. А чем больше информации к повторению он получает, тем больше возможностей для сохранения интеллекта.

Среди лауреатов оказалась Наталья Золотарева, известная Воронежу как руководитель регионального движения «Абилимпикс» с 2019-го до 2022 г. Она начала свой профессиональный путь в качестве наставника в 2016 году на базе Новоусманского многопрофильного техникума, а сейчас является руководителем «Доброцентра». Наталья Золотарева выступает экспертом в вопросах инклюзии и развития добровольческих движений, обладает высокими организаторскими способностями, что в очередной раз доказала на практике, устроив в рамках инклюзивного форума спонтанный танцевальный флешмоб.

– Как же важно маленькому человеку встретить в своей жизни взрослого, который даст ему направление роста, покажет, чем можно заниматься, какие добрые дела совершать. И втройне важно встретить на пути такого человека ребенку с особенностями. Мы чествовали в рамках инклюзивного форума тех специалистов, которые посвятили себя социально значимой профессии педагога-наставника, – сказала заместитель министра социальной защиты населения Воронежской области Екатерина Новицкая.

Не сажайте их дома

Площадки инклюзивного форума объединили свыше 300 человек. Мероприятие собрало единомышленников, создающих условия для полноценной интеграции людей с ограничениями по здоровью, но с безграничными творческими способностями. «Нет ничего невозможного!» – такой лейтмотив звучал на всех площадках форума.

– Наш форум расширяется количественно и качественно. Растет число участников выставки, появляются новые направления площадок. Это значит, что мы на правильном пути в сфере социализации и реабилитации молодежи. Сделано немало, но предстоит сделать очень многое. Прежде всего переломить понимание родных и близких инвалида о том, что он ничего не может и пусть сидит дома. Наша задача – вовлечь такую молодежь во все социальные процессы и дать возможности для трудоустройства, – комментирует член комиссии по развитию некоммерческого сектора Общественной палаты РФ, председатель совета общественной организации «Молодое Черноземье» Валерий Черников.

ПОД ТЕКСТ

В Воронеже состоялся региональный съезд классных руководителей. Мероприятие объединило классных руководителей, кураторов групп СПО, а также советников директора по воспитанию. Соорганизаторами Съезда стала команда ресурсного центра проекта «Навигаторы детства» Воронежской области.

– Мы постарались сделать конкурс понятным и в какой-то степени неординарным. Специально для мероприятия были разработаны игровые ситуации, в рамках которых наши классные руководители погрузились в разные века. На мероприятии были представлены станции, посвященные определенным временным периодам. Классный руководитель делает для ребенка очень многое. Не зря говорят, что классный руководитель – вторая мама. Это человек с большой душой, который приходит на помощь в трудную минуту. Весь форум был подготовлен, чтобы познакомиться с опытом работы наших педагогов», – отметила министр образования Воронежской области Наталья Салогубова.

По словам регионального координатора проекта «Навигаторы детства» Воронежской области Натальи Плотниковой, важное место в работе классных руководителей занимает сотрудничество с советниками директоров по воспитанию, которые есть в каждой школе.

– Вместе педагоги смогут вовлекать большее число обучающихся в реализацию программу воспитания, – отмечает Наталья Плотникова. 

Деловая программа съезда была посвящена актуальным вопросам педагогики и воспитания, разным сферам деятельности классного руководителя, кураторов групп в СПО, советников по воспитанию. В рамках Съезда специалисты поделились своим профессиональным опытом. На площадках Съезда были представлены лучшие практики педагогов Воронежской, Липецкой, Белгородской и Нижегородской областей.

– Главный замысел мероприятия – дать инструменты работы с воспитанниками, создать и погрузить педагогов в среду, которую, вернувшись в свои образовательные организации, они смогут воссоздать у себя, – говорит организатор мероприятия, директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства Воронежского института развития образования имени Н. Ф. Бунакова Лилия Байкова.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ