Транспортная сфера столицы Черноземья за последние 1,5 года претерпела масштабные изменения: специалисты оптимизировали действовавшую в городе маршрутную сеть, а с улиц мегаполиса практически исчезли европейские автобусы-«пенсионеры». Но останавливаться на пути развития власти Воронежа не собираются: муниципалитет готовит к запуску пилотный проект, предусматривающий безналичную оплату проезда в транспорте. Что принесет горожанам такая новация и какие проблемы могут всплыть при ее реализации, выяснял корреспондент «Горкома».
Одна на все
Сама идея создания электронного проездного или введения возможности оплачивать проезд по безналу для Воронежа, строго говоря, не нова. Подобный проект рассматривался еще в 2013 г.: тогда депутаты гордумы добавили в правила организации пассажирских перевозок пункт, предусматривающий появление электронного проездного. Однако реализовать предложение не удалось – новацию отложили, но полностью от нее не отказались. Осенью прошлого года городские власти вернулись к активной проработке проекта, даже назывались ориентировочные сроки внедрения электронных проездных – начало лета 2016 г. Впрочем, и эти планы пришлось скорректировать – по словам руководителя управления транспорта администрации Воронежа Владимира Анисимова, проект по внедрению системы безналичной оплаты проезда в городских маршрутках постепенно прорабатывается. Одним из вероятных партнеров мэрии в реализации этой инициативы может стать ПАО «Сбербанк».
- Представители банка обещают нам предоставить детально проработанный механизм внедрения системы к октябрю. Опробовать систему электронной оплаты планируется на базе МКП «Воронежпассажиртранс», - рассказывает чиновник. – Если эксперимент окажется удачным, то в дальнейшем мы будем настаивать на расширении механизма на маршруты, которые обслуживают частные перевозчики.
Глава управления добавил, что пока перед разработчиками системы стоит задача решить некоторые технические сложности, связанные с особенностями предложенного механизма оплаты. В частности, в «Сбербанке» рассматривают вариант схемы, при которой пассажир сможет расплачиваться в автобусах картами любого банка.
- Такой подход и отличает предложение этой организации от других: не требуется выпуска отдельной карты для оплаты проезда. Естественно, для жителей этот вариант будет значительно удобнее, - считает Владимир Анисимов. – Впрочем, мы не закрыты и для альтернативных предложений.
Например, интерес к воронежскому рынку проявила и московская компания «Штрих-М». В активе столичной организации уже есть подобный проект на территории Черноземья: ее специалисты занимались внедрением специальной транспортной карты в Липецке. Пока компания изучает особенности системы перевозок в областном центре: представители организации запросили в мэрии данные по количеству транспорта в городе, пассажиропотоку на различных направлениях. Подготовить свое предложение москвичи тоже обещали к осени.
- Думаю, что в октябре у нас будет несколько проектов от разных компаний, из которых можно будет выбрать оптимальный вариант, - считает Владимир Анисимов. – Важно будет понять, какое из предложений окажется удобнее и для пассажиров, и для перевозчиков – ведь им придется отчислять часть прибыли за установку и обслуживание оборудования.
На внедрение самого проекта не потребуется много времени: по мнению главы управления, если осенью городские власти определятся с партнером по проекту, то запустить его в тестовом режиме хотя бы на базе МКП можно будет еще до конца года.
Сначала – порядок
Однако председатель городского совета перевозчиков Дмитрий Крутских уверен: Воронеж в настоящее время не готов к внедрению системы безналичной оплаты проезда.
- В первую очередь, необходимо навести порядок на рынке пассажирских услуг и довести качество подвижного состава до такого уровня, чтобы автобусы и маршрутки соответствовали всем требованиям безопасности и были комфортными для людей, - считает эксперт.
Дмитрий Крутских обращает внимание и на экономическую целесообразность нововведений.
- Сейчас обсуждается множество идей – одеть всех водителей в форму, закупить новый транспорт с кондиционерами. Конечно, это прекрасные задумки, но надо помнить, что любая новация требует определенных затрат, - напоминает глава совета перевозчиков. – Но говорить, что мы можем внедрить какие-то из этих предложений в жизнь при существующем в Воронеже тарифе в 15 руб. – а это самая низкая цена в России – просто бессмысленно.
Впрочем, и саму перспективу внедрения электронных проездных в городском транспорте Дмитрий Крутских оценивает скептически: по его мнению, эффективно работать система не будет.
- Это отвлекает массу времени и у водителя, и у кондуктора – пока человек достанет карточку, пока введет пин-код, - поясняет эксперт. – К тому же непонятно, захотят ли пассажиры пользоваться этими терминалами: одно дело, когда ты расплачиваешься картой в крупном магазине, другое – когда тебе нужно провести такую операцию в переполненной маршрутке в час пик.
Глава совета перевозчиков указывает и на другие очевидные минусы безналичной системы оплаты: например, отсутствие уверенного доступа в интернет на некоторых участках дорог. И речь идет не только об отдаленных микрорайонах – Отрожке или Шилово, но и о некоторых улицах в центре Воронежа (той же Донбасской). Получается, что на этих отрезках пути терминалы могут оказаться бесполезными – ведь провести транзакцию без связи невозможно.
- Думаю, что ничего, кроме неудобства и дополнительного невроза для пассажиров на сегодняшний день эта система не даст, - предполагает он. – Конечно, электронная карта – это хорошо, но пока вводить ее рано.
Впрочем, совсем отказываться от проекта безналичной оплаты проезда, по мнению бизнесмена, тоже не стоит – реализовать эту систему в областном центре можно будет через 2-3 года. К этому времени перевозчики, вероятно, сами придут к необходимости появления такого варианта оплаты. Но лишь при условии ежегодного повышения тарифа.
- Тогда потребуется совершенствование внутренней экономики компаний-перевозчиков. Например, рост тарифа до 15 руб. год назад дал предприятиям возможность пересмотреть свою работу и отказаться от старых «Газелей», рассчитанных всего на 13 мест, в пользу более вместительных моделей, - рассказывает Дмитрий Крутских. – Если перевозчики будут зарабатывать, то они будут и своих водителей в форму одевать, и новые системы оплаты вводить.
Требование времени или угроза?
Отчасти согласен с представителем компаний-перевозчиков и сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. По его словам, внедрение в пассажирском транспорте системы безналичного расчета – требование времени, без выполнения которого говорить о развитии системы бессмысленно.
- Отрезать водителей от непосредственного денежного потока необходимо – это уже насущная потребность, - считает общественник. – Тогда и ситуация на магистралях изменится: по крайней мере, находясь за рулем, люди будут думать о дороге, а не о том, как отсчитать сдачу и не пропустить «зайца».
Но в быстрой реализации «безналичного» проекта Юрий Новиков сомневается: ведь речь идет о подготовке нового банковского продукта, а не банальной пристройке к существующей системе. По словам эксперта, для внедрения системы потребуется закупка массы оборудования, причем терминалы для оплаты проезда – лишь часть необходимой техники.
- К тому же бесполезно вводить электронную оплату только на одном предприятии – это может обрушить его экономику. Более архаичная форма задушит нововведение: многим людям будет удобнее расплачиваться в маршрутке по старинке, наличными, - отмечает общественник. – В итоге мы можем получить ситуацию, когда пассажиры начнут специально пропускать автобусы «Воронежпассажиртранса», чтобы не морочиться с картами.
По мнению эксперта, целесообразно внедрять новую систему если не сразу для всех перевозчиков, то с очень небольшим отставанием – например, через месяц после запуска проекта в маршрутках МКП безналичный расчет должен появиться и в частном автотранспорте.
Существенные нарекания сопредседателя организации вызывает и идея использования обычных, а не специальных карт: общественник опасается, что система будет подвержена высоким рискам взлома.
- Многие горожане боятся расплачиваться своими зарплатными картами даже в интернете, на сайте госуслуг, а мы говорим о городском транспорте, где терминалы фактически невозможно будет контролировать! – убежден Юрий Новиков. – Платежная система обязательно должна быть изолированной, в противном случае обязательно найдутся умельцы, которые взломают программу и получат доступ к банковским картам миллионного города.
Впрочем, как именно будет выглядеть система безналичного расчета в городских маршрутках, пока не определено: ведь потенциальные инвесторы еще не представили своих предложений. И хочется верить, что разработчики все же учтут все возможные риски – иначе зачем воронежцам покупать «троянского коня»?..
Кстати
Заинтересовать горожан в использовании безналичной оплаты проезда муниципалитет планирует за счет небольшого денежного бонуса. Так, если стоимость поездки сейчас составляет 15 руб., то при оплате картой цена может быть снижена на 2-3 руб. Правда, в управлении транспорта рассчитывают увязать это нововведение с пересмотром тарифа: например, если он будет увеличен, то для популяризации новой системы стоимость билета по «безналу» может остаться прежней.
Тем временем
Аналогичные системы действуют в различных регионах. Жители столицы используют карту «Тройка», электронные проездные представлены в Ярославле и Липецке, а карты «УЭК-Транспорт» – в Орле и Иркутске.