Редкая книга
Новая выставка – подборка работ из фондов музея им. Крамского. Здесь представлены 43 художественных произведения. Авторы многих из них неизвестны.
– Выставка осмысляет образ Иисуса Христа, сформировавшийся в западноевропейской и отечественной живописи. Конечно, ни одно из четырех известных нам Евангелий не дает нам четкого описания образа Христа. Его формирование заняло порядка трех-четырех веков, – отметил куратор выставки, музейный хранитель Юрий Малик.
Один из центральных экспонатов выставки – второй том Библии на немецком языке, изданной в 1870 году в Штутгарте. Книга имеет золотое тиснение. Сейчас реликвия хранится в Отделе редких книг библиотеки ВГУ. Это Священное Писание было переведено еще протестантским реформатором Мартином Лютером.
Особенность издания – в том, что именно здесь впервые были опубликованы иллюстрации французского графика и живописца Гюстава Доре (1832–1883). Для этой Библии он сделал 230 изображений. Над ними он работал с 1864 по 1866 год.
Рождество, библейский аромат и два брата
На выставке представлено три тематических раздела: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Ecce Homo».
В разделе «Рождество» собраны художественные произведения, которые осмысливают природу Христа, его иконографический образ. Художники изображают младенца Иисуса на руках у Девы Марии. Вот, например, «Мадонна с младенцем» XVII века. Автор этой живописной работы неизвестен.
Здесь же представлены произведения, осмысляющие сюжет поклонения волхвов. Живописцы и графики представляли их либо в образе пастухов, либо в образе царей.
– Образ царей формируется в эпоху Возрождения. Это Каспар, Бальтазар и Мельхиор, – отметил Юрий Малик.
В разделе «Рождество» есть и тактильный экспонат – мира и ладан. Это часть даров, которые принесли младенцу Иисусу волхвы. Каждый посетитель может ощутить библейский аромат.
Здесь же представлена мелкая скульптурная пластика из слоновой кости. Фигурки были созданы мастерами XIX века. Например, маленький Иисус изображен здесь в образе Агнца Божьего. Сноп пшеницы и виноградная лоза символизируют плоть и кровь Христа и отсылают к таинству Евхаристии.
Несколько работ в разделе «Рождество» основаны на сюжете встречи младенца Иисуса с троюродным братом – маленьким Иоанном Крестителем. Согласно легенде, последнего Ангел спас из Вифлеема накануне «избиения младенцев» и присоединил к Святому семейству в Египте. Встреча двух святых детей – распространенный сюжет в живописи. Он получил популярность благодаря Леонардо да Винчи и Рафаэлю Санти.
Сюжет встречи двух братьев можно увидеть на литографических работах Фердинанда фон Пилоти (XIX век). Иоанна Крестителя обычно изображали в верблюжьей шкуре с крестом из тростника.
«Страсти Христовы»
Ключевой раздел экспозиции – «Страсти Христовы». Он повествует о земном пути Иисуса Христа. Страстной цикл включает в себя сюжеты заключительных глав всех четырех Евангелий, рассказывающих о последних днях и часах земной жизни Христа. События этого цикла начинаются после Тайной вечери, когда Иисус объявил ученикам о предательстве одного из них.
Знаковые работы в этом разделе – «Христос в пустыне» Льва Соловьева (вт. пол. XIX – нач. XX века), гравюра Джованни Вольпато «Тайная вечеря» 1800 года (повторяет знаменитую работу Леонардо да Винчи), «Моление о чаше» Федора Бруни (1857 год). Последняя изображает молитву Христа в Гефсиманском саду.
В этом же разделе представлены картина неизвестного мастера XIX века «Снятие с креста» (повторяющая знаменитую работу Рембрандта) и акварельная работа Елиссио Фатторини «Пьета» – копия с оригинала итальянского художника эпохи Возрождения Пьетро Перуджино. А литография Фердинанда фон Пилоти «Христос на кресте» создана с известной картины Пауля Рубенса.
– Примечательно, что первые христиане никогда не изображали сцены Распятия. Почитание этого события установилось только после отмены смертной казни через распятие, что было сделано лишь в V веке. А изображение креста с фигурой распятого Иисуса получило распространение и того позже – после решений Вселенского собора 692 года, – рассказал Юрий Малик.
Третий раздел выставки – «Ecce Homo». Собранные здесь произведения осмысляют образ поруганного Христа.
– «Ecce Homo» в переводе означает «Се человек». С этими словами прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима и первосвященникам измученного Христа, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом. Пилат хотел разжалобить первосвященников и публику, вызвать их сострадание. Но те потребовали: «Распни его!» – напомнил Юрий Малик.
На выставке можно увидеть икону XIX века «Воскрешение Христово с праздниками». Ее автор неизвестен. Изображения на иконе напоминают лубок.
Интересна и фоторепродукция эскиза для росписи монастыря работы Виктора Васнецова. Эскиз художник создал в 1906 году. Он успел сделать с него четыре фотокопии. Одну из них он отправил в 1915 году своему другу, художнику Сергею Малютину. А в 1920 году Малютин подарил репродукцию воронежскому искусствоведу и коллекционеру Юрию Успенскому, который впоследствии передал работу музею им. Крамского. Кстати, сам эскиз работы Васнецова был утрачен.