2024-04-28

Управление домом должно строиться на доверии и объединении жильцов

Управление домом должно строиться на доверии и объединении жильцов
В адрес управляющих компаний чаще звучат претензии, чем благодарности. А может ли быть наоборот? Как выстраиваются взаимоотношения между жильцами дома и управляющей организацией? Что может помочь выстраиванию диалога? Специалисты, работающие в сфере обслуживания МКД, собрались в воронежском Доме журналистов 21 марта, чтобы поделиться опытом.

Принять решение

Модератор начал с самого простого вопроса: как работает система управления домом? Слово взяла директор Ассоциации управляющих организаций жилищно-коммунального комплекса Воронежской области Лилия Авилова.

– Все начинается с собрания собственников, где они решают, кто будет управлять их домом и содержать жилфонд. Это может быть УК, ТСЖ или непосредственное управление, которое разрешено в очень маленьких домах. Большинство выбирают УК, и я считаю, что это правильное решение, хотя я не против ТСЖ (ТСН).

Авилова пояснила, почему считает более эффективными управляющие компании: выбор УК предполагает, что управлять домом будут профессионалы. В настоящее время существует огромное количество требований, нормативных актов, с которыми не справиться руководству ТСЖ, занимающемуся управлением дома в свободное от основной работы время. Она добавила, что ТСЖ в плане содержания – очень хороший вариант, но вот при управлении люди, его возглавляющие, оказываются не очень хорошими практиками.

– В доме, где больше тысячи квартир, невозможно создать полноценную команду жильцов. Да, десяток владельцев займут активную позицию, остальным же будет все равно, и собрать их никогда не соберешь, – пояснила Авилова свои слова.

Золотая середина – создание совета дома, с которым работает УК. Инициативная группа будет доносить до УК пожелания жильцов, и до владельцев УК легче достучаться через таких посредников.

Юрист Оксана Пальчикова рассказала, что законодательство предусматривает в структуре управления домом еще и такие формы, как комиссии по управлению домом, которые создает совет дома. Они удобны в МКД с большим количеством жильцов.

Жителям раздаются анкеты, где они выбирают, в какой комиссии хотели бы работать. Например, в комиссии по парковке. То есть комиссии работают в какой-то мере аналогично ТСЖ.

Среда доверия

Председатель ТСЖ «Сосна» Сергей Макин считает, что эффективно ТСЖ работает по формуле «Один дом – одно товарищество». И главное в управлении домом – работа на доверии.

– У меня есть опыт работы в УК, и сейчас я председатель ТСЖ в доме, в котором живу. В нашем доме живут люди старой закваски, давно знают друг друга. Поэтому проще договориться про общие мероприятия, субботники, например. У нас ежегодно принимается план по заявкам жителей, который обсуждается членами товарищества, проводится осенний и весенний осмотр имущества. Таким образом формируется та среда доверия, – рассказал Макин. – ТСЖ – это уже сообщество на доверии. Поскольку люди сами решили управлять своим домом.

– Сегодня, на наш взгляд, главные принципы взаимодействия УК и собственников МКД – это доверие, честность и возможность общения. Человек, покупая квартиру в доме, не должен готовиться к борьбе со своей управляющей компанией, не должен думать о том, что ему нужно с ней сражаться, свергать ее. Лучше направить мысли собственника в позитивное русло и подумать о том, как обустроить жизнь в ЖК максимально комфортно для всех его жильцов, – высказал мнение директор УК «Смайл» Дмитрий Батищев.

Он поддержал мнение, что управление домом должно основываться на объединении жильцов.

– Объединяются люди в двух случаях: вокруг проблемы и по интересам. Но я считаю, что люди не вокруг текущих труб должны объединяться, а вокруг хорошего.

Он отметил, что благоприятную среду должны создавать УК: организовывать сообщества любителей кошек, собак, цветов и т. д.

– Комфортнее жить, если сосед с тобой общается. Такие сообщества возникают хаотично, на базе общедомовых чатов. Но если ими дирижирует УК, они эффективнее. И управление домом тоже становится эффективнее, – добавил он.

Он привел простой пример: нужно было решить с жильцами, какого цвета делать забор и из какого материала.

– Даже если десять человек будут участвовать в обсуждении, они никогда не договорятся. Одним нужен будет забор красный, другим – зеленый, одним деревянный, другим – металлический. И даже те, у кого окна вообще не выходят на забор, будут отстаивать свое мнение. А вот если вы будете общаться с людьми из сообществ по интересам, к единому мнению прийти окажется легче, – поделился он лайфхаком. – Если у людей есть опыт общения друг с другом, они договорятся.

– В новостройках управление легче, чем в старом фонде. Новый жилец попадает в среду, где уже есть мини-сообщества, как правило, в домовых чатах, – продолжила тему Авилова.

Она рассказала, что по аналогии с новостройками внедряли формат домовых чатов в старых домах: печатали на квитанциях приглашения в чат. Люди сначала стеснялись, потом же поняли удобство. Сначала «валом пошли проблемы», а потом благодаря чату люди стали и между собой общаться.

Должны идти к людям

– Когда мы заключаем договор, то сильная сторона – УК, а потребитель услуги – слабая сторона. У меня вопрос: почему УК не прописывает регламент общения с жильцами? Например, раз в месяц приходить во двор и интересоваться проблемами дома, – сменила «восхитительную тему» юрист Оксана Пальчикова. – Добрососедство есть в каждом доме, кто-то соседке в магазин ходит, кто-то бабушку супчиком угощает. А вот общение с УК происходит на повышенных тонах, и УК выступает здесь с позиции силы.

И она обратилась к Лилии Авиловой, как директору Ассоциации управляющих организаций, с предложением призвать УК, входящие в Ассоциацию, активнее идти на диалог с проживающими в их домах.

– Жильцы нашего дома три дня подряд выходили на расчистку снега во дворе. За это время все подружились. Где была УК? Даже спасибо не сказали нам. Чаты везде сейчас есть. И субботники есть. А что вы еще можете предложить для налаживания диалога? – спросила юрист.

По мнению Дмитрия Батищева, если представители УК не приходят во дворы общаться с жильцами – это плохая УК.

– Кроме чата, обязательно нужно собираться офлайн. Мы это делаем с дольщиками уже до покупки, до того, как они заедут в квартиры, – поделился он, добавив, что устраиваются также различные общие праздники, например, праздник соседей. – Но не стоит ждать, что все будут это приветствовать. Все равно найдутся недовольные.

По мнению директора ООО СЗ «Новый код» Натальи Казенновой, нужно продавать не квадратные метры, а среду, чтобы еще до заселения собственники понимали концепцию ЖК и принимали принципы взаимного уважения и добрососедства.

А директор УК «Дипломат» Юрий Сдобников посоветовал для общения с жильцами приложение «Госуслуги.Дом», где предусмотрено создание сообществ и не нужно специально заниматься модерацией чата.

Вывод был однозначный – нужно общаться и объединяться.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ