Споры поощряются
- Первое, что я сделал, когда только пришел в управу, – собрал в актовом зале весь коллектив и рассказал о своих требованиях и принципах, согласно которым собираюсь работать. Об отношении к работе, оценке по конечному результату, об инициативе и креативности, о перспективах профессионального роста. Призывал спорить, не ограничивать себя рамками инструкции, активно отстаивать свои позиции.
- И много ли нашлось желающих поспорить?
- К сожалению, мало. Более того, нередки были случаи, когда сотрудники как можно быстрее бросались выполнять поручения, даже не обдумывая их. Мне кажется, это системная проблема сотрудников администрации, можно сказать, профессиональная деформация. Я хочу услышать от людей их собственное мнение, они – специалисты и должны лучше разбираться в тех или иных нюансах. Я могу ошибаться, а им необходимо, если считают, что принимаются спорные решения, обязательно об этом говорить, доказывая свою правоту.
«Вопрос закрыть» не получится
- Мы эффективно умеем «тушить пожары». Ветка наклонилась – спилим. Труба порвалась – залатаем. Яма образовалась – засыплем. Но у нас пока не получается работать на опережение – вести системную работу, не допуская эскалации проблемы или сводя к минимуму ее последствия. Когда я пришел в управу, там преобладал формальный подход к делу. Формализм сквозил во всем – при работе с обращениями граждан, протокольными поручениями и при решении любых других вопросов. Проблема не решалась по существу, а «закрывалась» документом. Я имею опыт работы в крупном бизнес-холдинге. И там неважно количество проведенных встреч, совещаний или подготовленных документов. Там один критерий: вопрос решен или нет. А в муниципальном управлении пока еще нередок формалистский, процессный подход. Все что-то делают, вроде бы люди загружены, а результата нет.
Так вот, «закрыть вопрос» формально теперь уже не получится. Пока проблема не решена или пока не выяснится, что она принципиально не решаема, обращение будет находиться на внутреннем контроле. В случае обращения жителей сотрудники управы должны выехать на место или как минимум созвониться с заявителем: при личном контакте любые вопросы решаются быстрее. Кроме того, в управе существует и внутренний контроль. Сроки работы по обращению жителя, если это необходимо, будут продляться на столько, на сколько это необходимо до разрешения проблемы.
Количество обращений, решаемых положительно для заявителя, увеличилось в нынешнем году в 2,5 раза.
Специалисты «по рекомендации» – неэффективны
О кадровой работе Попов готов говорить бесконечно:
- Сегодня все новые сотрудники принимаются в управу только через кадровый резерв или иные конкурсные процедуры. Когда сотрудник приходит по чьим-то «рекомендациям», то рекомендующие должны нести ответственность. Но этого, как мы понимаем, не происходит, поэтому брать на работу «по блату» считаю заведомо неэффективным решением. Сегодня нам крайне необходима прозрачная система социальных лифтов, когда сотрудники понимают, что только проявив себя в повседневной работе, можно подняться по карьерной лестнице. У нас постоянно проходит конкурсный отбор в кадровый резерв, где воспитываем специалистов, способных выдвигаться на более высокие позиции. В итоге в масштабах района сформировался свой социальный лифт: за год более 10 примеров эффективного продвижения по карьерной лестнице.
Для руководителей среднего звена и сотрудников, находящихся в кадровом резерве, Александр Попов ввел систему управленческих тренингов. Причем тренинги должны оплачивать сами слушатели. Это логично. Ведь если вы внесли свои деньги в знания, то будете максимально заинтересованы в отдаче.
- Служащие, как хорошие спортсмены, должны ставить себе самую высокую планку, – говорит Александр Александрович. – Мы – лучшая из управ. Мой отдел – лучшее подразделение. Я – лучший работник. Я хочу построить в управе коллектив – единый организм, где все сотрудники выполняют свои функции, взаимодействуя между собой.
«У нас просто не хватает урн»
- А можете привести пример системного, а не «пожарного» решения проблемы?
- Самое простое – мусор на тротуаре. Можно убрать накопившиеся бумажки. Можно оштрафовать предпринимателя, у офиса которого появился мусор. Можно сокрушаться по поводу бескультурья наших граждан. Но элементарный анализ показал: у нас просто не хватает урн.
В 2015 году возле предприятий потребительского рынка района насчитывалось 750 урн, в прошлом году мы увеличили их количество уже до 1200, сегодня их почти 1500. Будем пытаться до конца 2018 года приблизиться к 2000.
Метла и Karcher
Районным комбинатам благоустройства не хватает коммунальной техники для полноценной уборки улиц. Они укомплектованы в среднем всего лишь на 20% от норматива. Однако жители Центрального района заметили: в районе стало чище. Пескосмет – смесь, оставшуюся на дорогах с зимы, – стали убирать на месяц раньше обычного. А минувшей снежной зимой впервые в обозримой истории стали чистить нагорные лестницы, которых в районе почти четыре десятка.
- Во-первых, мы постарались максимально мобилизовать наш внутренний ресурс, отремонтировав имеющуюся у нас технику, – поясняет Попов. – Численность дворников выросла с 29 до 63 человек. На сегодняшний день это самое большое количество работников ручной уборки в городе. В прошлом году обновили транспортный парк, у нас появились пылесосы на базе автомобиля и ручные пылесосы Karcher. В этом году обновление пойдет на порядок быстрее: комбинат благоустройства приобретет более 20 единиц коммунальной техники.
Кроме этого, мы пересмотрели и стандарты уборки. Например, кратно увеличили полив дорог. Если в 2015 году на улицы района поливальные машины выходили один раз в день, то в прошлом году – два, три, четыре раза, столько, сколько необходимо в зависимости от погодных условий.
Ближе к людям
- Действительно ли районному уровню нужно больше полномочий? Может быть, достаточно просто больше денег?
- На предыдущем месте работы в городской администрации я занимался анализом деятельности районных управ и убедился: именно на районном уровне происходит основная масса контактов граждан с властью. Управу можно назвать своеобразным «предприятием» сферы услуг. Мы – самый близкий населению уровень власти, от которого напрямую зивисит качество жизни жителей, мы именно то звено, которое формирует отношение воронежцев к власти.
Четыре года назад централизовали функцию по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию в сфере частного сектора, посчитав, что это будет более эффективно – в одном месте находится весь строительный блок. Но к чему это привело? Несколько специалистов в мэрии, занимающихся подготовкой и выдачей разрешительной документации, физически не в состоянии в полной мере изучить ситуацию на местах, выехать на каждый объект в городе, досконально разобраться с каждым случаем.
- Поэтому они – подчеркну, в рамках закона – очень часто просто отказывали в выдаче разрешений на строительство, – делится наблюдениями Александр Попов. – Итог – самовольное строительство без всякой разрешительной документации. А на месте индивидуальной жилой постройки возникали многоквартирные жилые дома. Нам же намного проще все это решить через тех руководителей ТОСов, которые всегда знают, что происходит у них на улице: кто начал строительство, неправильно отступил, например, на два или три метра от забора и тем более начал строительство многоквартирного дома. Именно поэтому некоторые полномочия необходимо передать в управы.
От частного – к общему
Каждый пятый житель Центрального района – представитель частного сектора. Их интересы представляют 73 ТОСа. Префект Попов ввел новую форму работы – выездные совещания, в ходе которых он на месте знакомится с проблемными вопросами, волнующими горожан. Ну, как выездные: два-три часа проводит на ногах, пока не обойдет все проблемные площадки. В прошлом году таким образом посетил три десятка ТОСов, в этом году намеревается изучить остальные 43.
- Меня удивляет определенная категория жителей: они готовы только обсуждать проблемы, показывать пальцем, не пытаясь что-нибудь делать самостоятельно. Эти граждане согласны выходить на митинги хоть каждый день, а на субботниках их и раз в год не увидишь.
На очередном выездном совещании жители показали Попову старую обветшалую детскую площадку, на которой, кстати, было еще и очень грязно. Он предложил предоставить все необходимое для приведения площадки в порядок – краску, инструмент, технику, людей, но – при условии непосредственного участия жителей в работе.
- Нет, мы этого делать не будем, у нас некому, и вообще, это ваша работа, – заявили «активисты».
- Ну что ж, если вы не придете, то и мы не придем, – спокойно ответил Попов. И обратился к помощнику: – Запишите: никого сюда не присылать.
- Нет, ну мы поговорим с народом, – пошли на попятную инициаторы.
- Со временем люди поняли, что взаимные требования – это правильный формат взаимодействия, – делает вывод Александр Попов. – Сегодня в нашем районе уже существует целая система так называемых мини-грантов. Мы предоставляем жителям все необходимое для выполнения мелких ремонтных работ, а они делают то, что им по силам.
По большому счету, ТОСы сегодня тоже становятся «властью». В октябре прошлого года создан Совет ТОС Центрального района, который фактически является общественным советом района. Председатель Совета Ирина Битюцких участвует в планерках, обсуждает приоритеты в благоустроительных работах и даже участвует в комиссии по формированию кадрового резерва.
Идет отбор заявок социально полезных инициатив от ТОСов всего района для последующей их подачи на конкурс грантов. То есть жители уже сами решают, какую инициативу им необходимо реализовать в первую очередь, расставляют приоритеты.
В 2016 году от Центрального района ТОСы выиграли три гранта. В результате была отремонтирована нагорная лестница на улице Бехтерева, укреплена нагорная стена на Правой Суконовке и построена пешеходная дорожка в Березовой Роще. Кроме грантового финансирования, жители вложили в проекты 60 тысяч рублей личных денег и неплохо поработали собственными руками.
В этом году снова получили три из девяти городских грантов. В результате будет благоустроена парковая зона в микрорайоне Березовая Роща, отремонтированы памятник героям Великой Отечественной войны на улице Рабочего Класса, подпорная стена и нагорная лестница в переулке Бауманском.
Свободное время
- Классический последний вопрос: хватает ли времени на семью и хобби?
- Я твердо убежден, что нужно правильно распоряжаться своим временем и работу организовывать так, чтобы хватало время на семью и отдых, – считает Александр Попов. – Еще со школьных лет я профессионально занимаюсь плаванием, являюсь мастером спорта. В 2015 году был избран президентом Воронежской областной общественной организации «Федерация плавания». Нам есть чем гордиться: за это время число рекордов Воронежской области выросло вдвое – до полутора десятков. В рейтинге воронежских федераций мы также поднялись вверх – с 28-го на 14-е место. Но все-таки свободное время я стараюсь проводить со своей семьей, ведь это самое ценное, что есть у человека. У меня трое детей. И я считаю себя счастливым человеком.
Подготовил Лев РЫБКИН
Справка "Горкома36"
Александр Александрович Попов родился в 1977 года в Воронеже. В 2000 году окончил Воронежский государственный университет по специальности «юриспруденция», в 2010-м – Российский государственный гуманитарный университет по специальности «государственное и муниципальное управление».
В 2000–2003 годах он проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Воронежской области, в 2003–2006 гг. – в региональном Управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.
В 2006–2008 годах Александр Попов занимал должности заместителя руководителя и руководителя контрольного управления администрации Воронежа.
С 2008 по 2013 год занимал руководящие должности в многопрофильном холдинге «Группа компаний Хамина».
С мая 2013-го по февраль 2016 года был заместителем руководителя управления обеспечения деятельности главы и руководителем управления главы городского округа.
18 февраля 2016 года назначен руководителем управы Центрального района городского округа город Воронеж.