Музей был открыт в 2009 году, но еще в 90-х годах прошлого века его начала собирать по письмам, документам, фотографиям в семьях жителей поселка здешний учитель русского языка и литературы Людмила Ивановна Попова. Родную школу со своего первого класса Людмила Ивановна оставляла лишь один раз на пять лет, когда училась в Воронежском пединституте. Она выпустила несколько поколений учеников и по сей день преподает здесь свои любимые русский и литературу, ведет классное руководство, пишет стихи, а также является хранителем основанного ею музея и самого духа Краснолесного. Давайте послушаем Людмилу Ивановну.
О родине, родителях и ящиках из-под сметаны
– Мои родители – участники Великой Отечественной войны. Мама ушла на фронт в 17 лет, 40 км не дошла до Берлина. Папа – участник Сталинградской битвы. Когда началась перестройка, и все эти события вдруг начали переосмысливать и обесценивать, мне стало очень больно. Помню, пришла домой из школы. Мама, уже совсем старенькая, лежит. Я присела рядом и вмиг решила: ничего не буду ей говорить, а начну создавать музей, где будет спасена память о войне. И в тот вечер на одном дыхании написала свой первых стих:
«Я родину люблю до боли в сердце.
Страдаю с нею, если вдруг беда», – так оно начинается.
И вот стала собирать вместе с ребятами по семьям в поселке разные артефакты для музея. Все это поначалу хранилось у меня дома в ящиках из-под сметаны. Потом обратилась к депутатам, кто баллотировался по нашему округу. Нам подарили мебель, застекленные стеллажи – и мы наш музей «Краснолесный в лицах и судьбах» открыли официально.
О конфетах Ольденбургской, графе Толстом и слепых девушках
– Одна из наших экспозиций посвящена истории поселка: графине Ольге Ольденбургской, которая через станцию Графская перевозила о стране и миру сладости с кондитерской фабрики в Рамони; выдающемуся железнодорожнику, предпринимателю и меценату Самуилу Полякову, который и назвал нашу станцию Графская в благодарность графу Ивану Толстому – внуку Михаила Кутузова. Много материалов о воронежском промышленнике Вильгельме Столле – здесь в загородном доме его жены, старшей учительницы Воронежского отделения Мариинского попечительства слепых Анны Айдаровой, был обустроен культурно-оздоровительный комплекс благотворительных детских учреждений. Супруги взяли на семейное воспитание пять слепых девушек. А в 1900-х открыли приют-училище для слепых – девушки обучались массажу, вязанию, пению, играли в спектаклях, на которые съезжались театралы со всей губернии. Наиболее талантливую Агриппину Скрипникову Столль удочерил. Приют действовал и после революции, а потом в нем разместили клуб железнодорожников.
А в артели, где теперь «Графская кухня», до революции изготовляли деревянные колеса.
О выпускниках
– Еще одна экспозиция – это созвездие выпускников нашей школы. Генерал Филипп Лохматиков в 1941 году окончил нашу школу, потом – ускоренные курсы в танковом училище, и сразу – на фронт. Звезду Героя получил за победоносный прорыв в тыл врага под Киевом. После смерти генерала в 1981 году его одноклассник написал письмо в Москву с просьбой увековечить память героя. Так Центральная улица была переименована в улицу Генерала Лохматикова, на который и стоит наша – и его школа. Его брат был Герой Труда, строил ГЭС по всему миру.
– А потом появились вот эти фото наших выпускников 1928 и 1937 годов. Мы вытаскивали с ребятами из моих «сметанных» запасников ценные документы и стали раскладывать, восполняя хронологические пробелы. Конечно, я могла бы и одна все это сделать. Но дети – как губки. Если поначалу с ними сидеть и показывать, то потом они готовы заниматься обустройством музея день и ночь.
– Вот еще один наш звездный выпускник – военный врач Владимир Дегтярев, который готовил Гагарина в космос. Его знаменитая на весь мир докторская диссертация посвящена системе кровообращения во время космического полёта. Ещё один наш выпускник – лауреат Госпремии Николай Павлович Селиванов – разрабатывал пилотируемые полеты на Луну, сделал важные открытия в области использования солнечной энергии в мирных целях. Кстати, первые свои опыты по изобретению вечного двигателя связаны у Николая Павловича со школой. Однажды, в шестом классе, он влюбился в девочку, но она уехала из посёлка. И тогда мальчик задумался, как использовать солнечную энергию для совершения большого путешествия. Эта тяга к неизведанному сопутствовала ему всю жизнь. О таких героях, ученых, лауреатах Госпремий, учившихся в нашей школе я могу говорить бесконечно. Их – много.
О войне
– Во время войны станцию Графскую сильно бомбили. У нас здесь семь захоронений павших советских летчиков. А когда стали строить новое здание нашей школы, то обнаружили еще одно. У нас ведь располагалось 12 госпиталей. Машинисты рассказывали, как ночи напролет везли сюда раненых с боев за Воронеж, а местные дети на носилках разносили бойцов по госпиталям. Многих не удалось спасти. На 9 Мая к нам приезжают их родственники со всей страны.
– А вот осколок снаряда – его извлекли из березы уже в 2000 году, года стали пилить дерево. Я тогда написала такой стих:
«Когда пули визжали, когда ухал фугас,
Вас березы спасали, подставляя не раз
Свое тело живое,
И хранят до сих пор тот осколок металла,
Отменив приговор».
– Сейчас с ребятами пишем письма нашим бойцам в зону СВО. Недавно узнала, с какой радостью наши защитники получают эти детские письма и с каким нетерпением ждут новых.
О колоколе, чернильницах, гаджетах и суицидах
– А это – наш родовой школьный колокол. Он был отлит в 1874 году на знаменитой Касимовской колокололитейной фабрике под Рязанью. Сейчас мы его выносим только два раза в год, на 1 сентября и на Последний звонок. А в советское время только им и пользовались каждый день в наших коридорах. Послушайте – каков! Ни один электрический звонок так не радует душу.
– А вот – наши чернильницы. Много лет назад раздобыла их вместе с партами на школьном складе. Думаю, что нынешнее поколение учеников с гаджетами, без навыков чистописания пером с правильным нажимом ждет еще много трагичных сюрпризов. Переход с мелкой моторики пальцев на клавиатуру и мониторы – перспектива для души страшная. Недаром школьных суицидов, буллинга – все больше. Мы писали перьями – и тем самым разгружали психику. Буквально прописывали, прорисовывали все накопившееся в душе напряжение. А сейчас внутри ребенка это растет, как большой темный шар, который может взорваться в любой момент
Об оптимизме и мечте
– Дети часто приходят ко мне после уроков, делятся своими сомнениями, страхами. Многое из рассказанного ими про их семьи меня тревожит. Но мой оптимизм – по-прежнему в моем Краснолесном. Слишком тесно мы все тут живем и несем друг перед другом особую ответственность. Здесь ни врач, ни учитель, ни родитель, ни газовик просто не имеет права ничего делать плохо.
– Каждый день после работы мне непременно надо сесть за вышивание. И даже когда дети были еще маленькими, а семья дома – большая, вставала в пять утра, лишь бы несколько стежков крестиком пройтись. Или прочесть страницу из любимых Джеймса Олдриджа, Ирвина Шоу, Франсуазы Саган, Михаила Шолохова.
– Мне уже семьдесят. В минувшее 1 сентября звонит брат из Волгограда, спрашивает: «Ну что, опять в свою школу идешь? Опять – классное руководство?» А как не идти, если мои пятиклашки теперь шестиклассники – я же не кукушка! Моя мечта – довести их до аттестата зрелости и вообще – поработать еще как можно дольше.