2024-04-25

Российский фестиваль импровизационной музыки вернулся в Воронеж

Пару лет назад всемирно известная околоджазовая звукозаписывающая фирма Leo Records впервые провела в нескольких городах нашей страны фестиваль имени себя.

Пару лет назад всемирно известная околоджазовая звукозаписывающая фирма Leo Records впервые провела в нескольких городах нашей страны фестиваль имени себя. Воронеж оказался в числе «счастливчиков». Тогда же злые языки принялись утверждать, что «первый залп» непременно окажется последним: мол, джаз и авангард у нас никто не любит, а значит, и в подобных мероприятиях нет никакого смысла.

Виза подвела

И вот – получите и распишитесь: в минувший четверг Leo Records Festival вернулся в столицу Черноземья. На сей раз, правда, Лео Фейгин, основатель и бессменный глава компании, в Воронеж не приехал. Хотя изначально визит планировался. За несколько дней до события, однако, выяснилось, что из-за путаницы с документами Фейгина на открытии фестиваля можно не ждать.

– Лео уже успел прилететь в Питер, но виза оказалась оформлена неправильно, поэтому ему пришлось улететь обратно в Великобританию, – рассказал воронежцам известный саксофонист Алексей Круглов, взявший на себя обязанности ведущего фестивального вечера в книжном клубе «Петровский».

Запланированной лекции Лео, стало быть, не случилось. Зато меломанская общественность увидела пару весьма любопытных фильмов по теме.

Фильм «Однажды с… Лео Фейгиным» был снят, по словам Круглова, на втором фестивале Leo Records. Ленту даже показал Первый канал. Вернее, его интернет-версия; в «обычном» эфире фильма не было. Естественно, центральной фигурой киноповествования стал Лео Фейгин. Вполне себе герой, хоть и с приставкой «кино». Именно благодаря Фейгину музыкальная общественность узнала про Сергея Курехина, Валентину Пономареву, Сайнхо Намчылак. Причем узнала по обе стороны так называемого железного занавеса. В те времена, когда понятия «джаз» и «СССР» были антиподами.

Лента рассказывает о непростом творческом пути издателя и культуртрегера. О том, что в жизни Лео было все: слежка, добровольно-принудительная эмиграция, непонимание западных мастодонтов из околомузыкальных областей. Но упорство и любовь к искусству сделали свое дело.

Взял на себя

Как вспоминает Лео в фильме, в «большом доме на Литейном» ему доходчиво объяснили: антисоветское поведение приведет или на Запад, или в Сибирь. Выбор был очевиден. Избавившись от влияния «железного занавеса», Фейгин затеял «идеологические диверсии» в русскоязычном радиоэфире. Именно так на BBC появилась его передача о джазе. В программе он, правда, представлялся как Алексей Леонидов: меры предосторожности были отнюдь не лишними – сам-то уехал, а родственники остались жить в Союзе…

Лео был одержим идеей издания лучших советских музыкантов на Западе. Но тамошние рекорд-лейблы отказались выпускать то, что предлагал им Фейгин. Они просто не поверили, что эти записи – действительно советского происхождения. И Лео пришел к выводу, что придется организовывать собственное музыкальное издательство – так появилась фирма Leo Records…

Второй фильм посвящался непосредственно фестивалю, точнее, музыкантам, которые представляют сегодняшнюю импровизационную музыку. Фрагменты интервью перемежались со съемками концертов и саунд-чеков. Любопытно, что в фильме «отметились» и воронежцы – известный коллектив Happy 55.

Тем же вечером в «Петровском» в рамках фестиваля состоялся концерт трио Алексея Круглова, Тима Дорофеева и Олега Юданова. Гости «Петровского» отблагодарили музыкантов «долгими и несмолкающими».

Справка

Английская звукозаписывающая фирма Leo Records появилась в 1979 году. Лейбл тесно связан с завоеванием мировой известности «Ганелин Трио» в 70-80-х годах. К 2010 году в каталоге Leo Records значилось более 700 наименований выпущенных релизов. 

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ