2024-04-20

Роскосмос раскрыл новые подробности проверки произведенных в Воронеже двигателей для ракет «Протон-М»

В Воронеже специалисты продолжают проверку двигателей, предназначенных для установки на второй и третьей ступенях ракеты-носителя «Протон-М», производством которых занимался Воронежский механический завод (ВМЗ).

В Воронеже специалисты продолжают проверку двигателей, предназначенных для установки на второй и третьей ступенях ракеты-носителя «Протон-М», производством которых занимался Воронежский механический завод (ВМЗ). В причинах, побудивших Роскосмос отозвать оборудование обратно на предприятие, разбирался корреспондент «Горкома».

Неликвидный материал


Роскосмос отозвал на Воронежский мехзавод все двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214, которые устанавливаются на второй и третьей ступенях ракет-носителей «Протон-М» - об этом решении госкорпорации сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники на предприятиях космической отрасли. По данным издания, поводом для возврата оборудования на завод стали технологические проблемы, которые были обнаружены при проведении огневых испытаний двигателя.

- По результатам расследования выяснилось, что при сборке изделия использовались «неликвидные компоненты», - отмечало издание. – В частности, вместо материалов с содержанием драгметаллов, которые должны применяться на этом типе двигателей, использовались менее жаростойкие.

А 26 января стало известно, что в двигателях второй ступени ракет-носителей «Протон-М», произведенных на Воронежском мехзаводе (ВМЗ), обнаружен не соответствующий конструкторской документации припой – материал для спаивания деталей. К таким выводам эксперты пришли по результатам анализа состава двигателей.

В частности, по данным федеральных СМИ, вместо предусмотренного нормативами материала при сборке оборудования был использован «более дорогостоящий припой с содержанием драгметалла». Из-за выявленного несоответствия изделия было принято решение о проведении проверки двигателей. И хотя к работе самого оборудования претензий по итогам испытаний не возникло, все изделия с дефектом будут заменены. Сколько двигателей попадают под угрозу отзыва, в Роскосмосе не сообщают – специалистам госкорпорации, ВМЗ и НПО «Энергомаш» предстоит определить, при сборке какого количества деталей использовался «нештатный» материал.

Сроки сдвинуты


Проверкой и исправлением ситуации на ВМЗ поручено заняться специалистам научно-производственного объединения (НПО) «Энергомаш». По мнению гендиректора предприятия Игоря Арбузова, эффективности проверки будет способствовать тот факт, что в состав структуры НПО входит Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) – разработчики двигателей для второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон-М», которые «досконально знают и теххарактеристики двигателей, и особенности их изготовления».

- Для исправления ситуации, которая сложилась на ВМЗ, в рамках проводимой Роскосмосом реформы отрасли в целом мы проведем аудит и дополнительный технический контроль всех двигателей, которые уже произвели на воронежской площадке, - цитирует топ-менеджера «Коммерсантъ».

Предполагается, что из-за отзыва двигателей сроки запуска ракет «Протон» с космодрома «Байконур» могут быть перенесены – если ранее они планировались на февраль, то теперь обсуждается возможность назначения старта на лето.

Кресло за «Протон»


Воронежский мехзавод уже оказался фигурантом громкого скандала: в начале декабря 2016 г. космический корабль «Прогресс МС-04» с двигателем производства ВМЗ потерпел крушение: на седьмой минуте полета в Центр управления перестали поступать телеметрические данные с борта грузовика, а затем стало известно, что «Прогресс» сгорел в плотных слоях атмосферы.

Авария стала поводом для проверки блоков третьих ступеней ракет-носителей «Союз». Произведенные на ВМЗ двигатели одной из ступеней кораблей «Союз-ФГ» и «Союз-У», которые должны использоваться при запуске пилотируемого «Союза МС-04» и грузового «Прогресса МС-05», было решено заменить.

Специалисты Роскосмоса назвали дефект собранного на ВМЗ двигателя наиболее вероятной причиной крушения космического корабля. В итоге 20 января гендиректор предприятия Иван Коптев покинул должность с формулировкой «по собственному желанию» - как уточнили в Роскосмосе, в связи с «неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции». Временно исполняющим обязанности гендиректора завода стал Алексей Уваров, ранее бывший заместителем главы предприятия по производству.

Отметим, что за шесть лет – с 2010 по 2016 гг. – в России произошло 10 неудачных ракетных запусков, причем в двух случаях (в 2013 и 2015 гг.) Роскосмос назвал в качестве вероятных причин аварий дефекты воронежских двигателей.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ