2024-03-28

Продажи электроники в Воронеже снизились на треть

В условиях кризиса экономить так или иначе вынуждены практически все: одни откладывают заграничные путешествия, другие стараются меньше тратить на развлечения – походы в кафе, кино или на концерты.
В условиях кризиса экономить так или иначе вынуждены практически все: одни откладывают заграничные путешествия, другие стараются меньше тратить на развлечения – походы в кафе, кино или на концерты. 

Но готовы ли жители Воронежской области отказаться от обновления мобильной техники и электроники – ведь для многих именно смартфон или планшет остается одним из «окон в большой мир»? Или и здесь экономическая «жаба» немного «придушила» желания и возможности потребителей?

Мобильный телефон давно стал настолько привычным атрибутом современного активного человека, что без него сложно провести даже один день. Смартфон уже не роскошь – с помощью одного аппарата мы общаемся, ведем деловую переписку по электронной почте, присутствуем в жизни друзей (хотя бы виртуально). Но жизнь, а точнее кризис, вносит свои коррективы: оборот розничной торговли в Воронежской области по итогам 2015 г. сократился – впервые за последние годы. То есть упали реальные продажи – в том числе и в сегменте мобильной техники. По предварительным данным компании «Евросеть», за первые две недели января 2016 г. по сравнению с началом 2015 г. объем продаж рынка портативной электроники в Воронежской области сократился на 33%. Фактически на треть.

– Наименьший интерес покупатели проявили к телекоммуникационному оборудованию и портативной аудио– и видеоэлектронике, – поясняет управляющий Центральным филиалом «Евросети» Артем Алякринский. – Несмотря на общее снижение спроса, самыми популярными, как и в прошлом году, остались смартфоны, сотовые телефоны и аксессуары к ним, карты памяти.

Впрочем, и тут не все благополучно: по данным той же компании, за первые недели года продажи смартфонов сократились на 27%, спрос на сотовые телефоны (без «умной» начинки) снизился на 45%. Продажи планшетов и ноутбуков «просели» на 23% и 7% соответственно.
Схожие тенденции (правда, без конкретных цифр) отмечают и в группе компаний «Связной». Так, по традиции перед Новым годом продажи возросли – люди затаривались подарками, а в январе спрос снова упал.

– Динамика роста в 2015 г. была просто сезонной: ажиотажа, вызванного резким обвалом рубля и попыткой вкладывать деньги в дорогие гаджеты и делать покупки впрок, не было, – добавляет менеджер по связям с общественностью ГК «Связной» Сергей Тихонов. – Также всплеск продаж наблюдался в конце января текущего года – причиной стал резкий рост курсов валют, который повлиял на воронежских покупателей – люди стали скупать электронику, боясь ее подорожания. В этот период продажи в «Связном» росли на 40% в день относительно среднего показателя января.

Важная тенденция, которую мог отметить любой покупатель: стоимость портативной техники выросла, причем значительно. По словам руководителя проекта «Воронеж. Телеком онлайн» Станислава Дитятева, устройства, которые в начале 2015 г. относились к среднему ценовому сегменту, к концу 2015-го перешли в категорию «дорогих».

– Фактически аппараты, продававшиеся раньше за 10 тыс. руб., стали стоить вдвое дороже, а флагманы прошлых лет, которые стоили 20-25 тыс. руб., «доросли» до 30-40 тыс. руб. Произошел сдвиг ценовой линейки вверх, – считает эксперт. – То есть когда мы слышим «сохранился спрос в сегменте 5-10 тыс. руб.», то речь идет о моделях «до 5 тыс. руб. в ценах 2014 года».

Причем одновременно качество устройств из нижнего ценового сегмента значительно повысилось. Аналитик обращает внимание на интересную особенность: если в 2015 г. мобильник, стоивший менее 5 тыс. руб., с чистой совестью можно было назвать «хламом», то сейчас за те же деньги можно приобрести вполне приличный телефон.

– Дело в том, что рост производительности «начинки» – процессоров, памяти, модулей – настолько опережает потребности, что уже самая дешевая модель нормально справляется со всеми задачами, – делится Станислав Дитятев. – То же самое произошло с компьютерами в начале 2000-х годов – и с тех пор рынок «падает», обновляются часто только игровые компьютеры, а домашние и офисные модели в замене не нуждаются. Теперь аналогичная ситуация – в сегменте смартфонов, поэтому стоит ждать стагнации рынка и падения продаж.

Что интересно: в «Евросети» признают – рост цен практически во всех товарных группах не смог вывести динамику выручки в плюс. «Денежный» объем продаж на рынке портативной электроники Воронежской области в первые две недели января 2016 г. «просел» на 22% по сравнению с тем же периодом 2015 г.

– Выручка от продажи смартфонов при этом сократилась на 14%, сотовых телефонов – на 39%, аксессуаров для телефонов – на 29%, аксессуаров к портативной технике – на 41%, и карт памяти – также на 30%, – отмечает Артем Алякринский. – Сегменты ноутбуков и планшетов «в деньгах» снизились на 16% и 7% соответственно.

Многие аналитики в текущей ситуации стараются воздерживаться от долгосрочных прогнозов: мол, скачки валютных курсов предсказать скоро смогут только обладатели хрустальных шаров, а от стоимости доллара и евро, как ни крути, во многом зависят и цены любой продукции в нашей стране.

В «Связном» на будущее смотрят довольно спокойно: спрос на электронику продолжит падение, но не катастрофическое.
– Сегодня люди более сдержанно подходят к выбору гаджетов, предпочитая имиджу функциональность и выгодную цену. В 2016 г. жители региона будут еще активнее пользоваться кредитными программами и страховать свои устройства, – считает Сергей Тихонов. – Это позволит продлить срок службы аппарата и максимально обезопасить себя от поломки или негарантийного случая.

С представителем компании согласен и Станислав Дитятев. Впрочем, по его мнению, больше всего пострадают «предфлагманы» – дорогие модели, которые немного не дотягивают до премиум-сегмента.

И что в такой ситуации делать простым покупателям? Гнаться за заветной маркой, или обратить внимание на более дешевые (но не менее качественные) модели? Пожалуй, каждый решает сам: телефон – это средство связи, или повод продемонстрировать свои финансовые возможности? Ну, или не свои, а кредитные.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ