2024-03-28

Писатель Евгений Новичихин: «В Воронеже есть достойные поэты»

В преддверии Всемирного дня поэзии, который отмечается 21 марта, мы встретились с писателем и кинодраматургом Евгением Новичихиным.

В преддверии Всемирного дня поэзии, который отмечается 21 марта, мы встретились с писателем и кинодраматургом Евгением Новичихиным. Долгие годы он работал редактором отдела поэзии и публицистики в журнале «Подъем», а затем – возглавлял его.

Талантов – много

– В нашем городе стало очень много поэтов – одни ищут зрителя на творческих вечерах в библиотеке, другие продвигают себя в соцсетях, третьи – готовы читать произведения под лестницей в вузах… Как вы считаете, много ли среди воронежских поэтов (как среди молодежи, так и уже возрастных) достойных?

– И правильно делают, что ищут! Во времена нашей молодости читатель сам шел к поэту. Поэтические вечера у нас, в Воронеже, собирали огромные залы. Сегодня ситуация другая. А без читателя и слушателя поэт никак не может обойтись. Но к соцсетям я отношусь скептически. Там «иголка» поэзии запрятана в «стоге» бесталанности. В этом смысле соцсети могут дезориентировать не только неискушенного читателя, но и начинающего поэта.

Что касается достойных… Поэзия – жанр особый, тут много достойных быть и не может, как говорится, по определению. Способных, талантливых, подающих надежды – да. Таких и в городе, и в области немало. Достойными становятся лишь ценой упорного труда, а порою и самоотречения. На это способен далеко не каждый даже из самых талантливых.

– О современных воронежских авторах, к сожалению, нечасто слышат в других регионах России, а тем более в мире. Почему так происходит?

– Хорошо известно, что интерес к поэзии в мире упал. Мир стал более рациональным, и язык чувств, на котором говорят поэты, многим неинтересен, а иногда и непонятен. Мне кажется, что в наше время люди все чаще советуются не с сердцем, а с головой. К поэзии – и не только воронежской – это имеет самое прямое отношение. Конечно, наших поэтов в мире знают плохо. Хотя и бывают приятные исключения. Например, воронежская поэтесса Вера Жердева в минувшем феврале удостоена специального приза за лучшие стихи о любви на Международном фестивале «Арфа Давида» в Израиле. Не без радости скажу, что моя книга стихов для детей переведена на греческий язык и издается в этом году в Афинах.

Если же говорить о регионах России, то тут я не соглашусь. Легендарный всесоюзный, а затем всероссийский альманах «День поэзии» дважды – в 2012 и 2014 гг. – выходил у нас в Воронеже. По существу, наш город дважды становился поэтической столицей России! За 60 лет существования альманаха такой чести удостаивались только Москва, Санкт-Петербург и Петрозаводск.

Сайтом Союза писателей «Российский писатель» воронежский «Подъем» назван лучшим литературным журналом страны 2016 г. А поэзия в «Подъеме» занимает достойное место. Не только в Воронеже, но и на российском уровне публикуются стихи многих наших поэтов-земляков. Молодые поэты тоже постепенно выходят на российскую арену. Скажем, в эти дни в московском Доме книги на Новом Арбате стартовал 3-й фестиваль молодой поэзии имени Л. Филатова «Филатов-фест». В его лонг-лист вошли Александра Веретина, Мария Соколовская, Алексей Колесниченко, Александра Смагина. Хорошо зная творчество трех первых, думаю, что каждому из них вполне по силам выступить успешно.

Рецепты выживания

– Вы не раз в своих интервью прессе говорили о засилье чтива. Читатель, если и выбирает книгу, то это детективы или триллеры, «донцовы» и «устиновы». Но как рядом с этим выживать поэзии?

– Невозможно себе представить, что сегодня мы найдем рецепт, «как выжить», и уже завтра выживем. Процесс выживания будет длительным, тем более что он еще и не начат. А «старт» стоит делать со школы. Откуда ученик узнает, например, о Кольцове или Никитине, если этих поэтов уже давно нет в школьной программе по литературе? И не только их. О современной поэзии я уже не говорю.

Вспоминается история, когда мы, несколько воронежских писателей, напросились в одну школу, чтобы отметить этой встречей юбилей известного поэта – нашего покойного коллеги. Выяснилось, что там никто и не знал, что он окончил их учебное заведение. Увы, такие примеры не редкость.

– Как вы считаете, можно ли научиться писать стихи? Какова в этом деле роль таланта? Ведь известно, что, к примеру, Бродский думал, что поэтом можно стать только, если это дано, никакие институты не помогут…

– Можно научиться рифмовать. Можно научиться формировать свои мысли в ритмические ряды. По форме это будут стихи. Но поэзией, по большому счету, это не станет. Роль таланта в этом деле – определяющая. Бродский был абсолютно прав: никакие институты поэтами не делают. Например, в с. Терехово Старооскольского района Белгородской области жил замечательный поэт Владимир Михалев, работал колхозным пастухом. Не имея практически никакого образования, он писал замечательные стихи, издавал книги и стал членом Союза писателей СССР. Разумеется, любая образованность лучше необразованности. Но в поэзии «искра божья» куда важнее институтов.

– Некоторые известные писатели придерживались четкого графика в работе. Устанавливаете ли вы себе границы рабочего дня? И нужно ли это?

– Общего правила тут нет. У каждого - свои методы работы. Вот если я работаю над прозой, публицистикой или, допустим, киносценарием, то какие-то границы рабочего дня можно установить. Иногда это даже необходимо, это дисциплинирует. А вот поэзию планировать не получится. Она сама планирует, когда и где тебя «достать».

– Должен ли поэт постоянно учиться своему ремеслу? Или когда-нибудь наступает такой момент, когда понимаешь, что умеешь все?

– Подумать, что всему научился, может разве что графоман. Поэт никогда так не подумает. Ему больше свойственно сомневаться, а не быть уверенным. Вершины поэзии так далеки, что до них, может быть, никто еще и не добрался. Поэтому учиться надо постоянно. У классиков. У коллег по перу. У жизни, наконец.

Молодые авторы за честность и справедливость

– Кого из современных молодых поэтов Воронежской области вы могли бы отметить? Чем они вам запомнились?

– Процесс вхождения в литературу молодых дарований, в том числе и поэтов, в нашей области непрерывен. Регулярно, один раз в два года, Воронежское отделение Союза писателей России проводит областные совещания молодых литераторов. Задача таких совещаний – найти талантливых ребят, помочь им обрести свой голос в творчестве. Но молодость – дело временное. Поэты Алексей Ряскин, Ирина Глушкова, Дарья Гузеева из Воронежа, Рита Одинокова из Россоши, Вера Часовских из Бутурлиновки, Сергей Луценко из Павловска, кажется, только вчера были участниками наших молодежных совещаний. А сегодня – это наши полноправные коллеги, члены Союза писателей России. На примете у нас ряд других молодых поэтов, которые могут пополнить ряды Союза.

Но, отвечая на ваш вопрос, назову лишь тех, кто был отмечен на самом последнем таком совещании, состоявшемся в прошлом году. Среди них юрист Дарья Зайчикова, студентка Наталья Косякина, магистрант Оксана Лесовик, адвокат Екатерина Макушина, студент Василий Нацентов, аспирантка Эльвира Пархоц, предприниматель Алексей Сапрыкин и преподаватель Елена Смолицкая. С их стихами, а также со стихами других, не названных мной участников совещания, читатели могут познакомиться в книге «Быть настоящим», которая уже поступила во многие библиотеки Воронежской области.

Предваряя эту книгу своим вступительным словом, председатель правления нашей писательской организации, главный редактор журнала «Подъем» Иван Щелоков сказал: «Пестрая панорама художественных средств не заслоняет здесь главное – ранимую душу автора, его настойчивое стремление к справедливости, честности, верности собственному слову». Именно этим названные мною молодые поэты и запоминаются.

Также хотел бы отметить Александру Веретину. Она живет в Анне, работает в районной библиотеке. Веретина, я бы сказал, гораздо быстрее других прошла тот период, который называется ученичеством. Ее сегодняшние стихи удивительно адекватны времени, болям и тревогам поколения, которое она представляет. Думаю, что при таком отношении к творчеству ее ждет высокое поэтическое будущее.

Справка «Горкома36»

Евгений Новичихин – российский писатель, кинодраматург, член Союза писателей России (с 1978 г.), член Союза кинематографистов России (с 2003 г.). Родился в 1939 г. в с. Верхнее Турово Нижнедевицкого района Воронежской области. В 1961 г. закончил Воронежский государственный лесотехнический институт. На литературной работе – с 1973 г. В 1973-1983 гг. – редактор отдела поэзии и публицистики в журнале «Подъем». С 1988 г. – главный редактор «Подъема». В 1997-2001 гг. – председатель комитета по культуре администрации Воронежской области. Затем работал журналистом и редактором в прессе. Автор более 40 книг поэзии, прозы, публицистики, поэтических переводов.

Фото из личного архива

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ