2024-04-24

Ольга Борисова: «В Воронеже мне объявили вотум недоверия»

Вот уже вторую неделю в Воронежском цирке с успехом идет новая программа «Галактика Криц». В программе собрано множество интереснейших и опасных номеров, от которых мурашки бегут по коже и дух захватывает.

Вот уже вторую неделю в Воронежском цирке с успехом идет новая программа «Галактика Криц». В программе собрано множество интереснейших и опасных номеров, от которых мурашки бегут по коже и дух захватывает. Практически все артисты – обладатели всяческих регалий: заслуженные, народные, лауреаты и дипломанты международных конкурсов и фестивалей в Париже, Риме, Монте-Карло и т. д. Программа смотрится на одном дыхании, многим номерам зрители аплодируют стоя… Но отдельно хочется рассказать о самом главном аттракционе программы, руководит которым красивая и бесстрашная Ольга Борисова. Скорее по любви, чем по принуждению, семеро львов Ольги Борисовой выполняют множество трюков, многие из которых – уникальны.

Из акробатов в дрессировщики

Мало кто знает, что для того, чтобы просто усадить семерых хищников по тумбам и заставить их провести так какое-то время, уже нужно постараться. Это многочасовые ежедневные репетиции, титанический труд и умение договариваться с хищником. Чего уж говорить о прыжках через огонь, полете льва с дрессировщицей на качелях под купол цирка и хождение льва по неустойчивому канату на трехметровой высоте… Ольга – дрессировщица в четвертом поколении. Трюк с канатом придумал еще ее дед, а Олина мама – Ольга Борисова-старшая, усовершенствовала его. Теперь его исполняет ее дочь. Дрессировщица, рука которой затянута в петлю, поднимается на лонже, ложится на канат, а лев через нее перешагивает… Это очень опасно, потому что стоит льву оступиться, эта трехсоткилограммовая тушка рухнет на дрессировщицу. И потянет ее за собой. А у нее рука затянута в петлю… Бесстрашию этой женщины можно только поражаться!

DSCF5098.JPG

Супруг Ольги – Алексей Макаренко – рискует не меньше. Он единственный в мире дрессировщик, который осмеливается класть голову в пасть сразу шести львам – этот трюк он репетировал несколько лет. Кстати, Алексей работает с Ольгой в клетке всего лишь 3,5 года, до этого он просто помогал ей, стоя за клеткой. «У Оли это династийная история, она дрессировщица в четвертом поколении. У нее фамилия! Борисовы! И я себя там считал лишним… Но потом многие коллеги, в том числе Эдгард Запашный, сказали: «Ты ведь все равно туда выходишь, реквизит выносишь, так выходи как артист!» В общем, по настоянию коллег я пошел в дрессировщики», – улыбается Алексей.

Алексей Макаренко вырос в цирковой семье дирижера оркестра и артистки балета. Однако образование получил высшее по специальности «Менеджер по рекламе». Свой цирковой путь он начал в 13 лет как ученик Мстислава Запашного в номере «Акробаты-вольтижеры на лошадях». Затем работал как артист в акробатических номерах и трюках с лошадьми. С женой Ольгой Борисовой познакомился в феврале 2009 года, а основательно дрессурой хищников занялся под ее руководством в 2012 году, когда начали готовить молодых львов.

Все животные Макаренко и Борисовой в десятом поколении рождены и выращены в неволе. Для них естественным образом жизни является работа в цирке. И все они чувствуют себя артистами. Уникальность подхода к работе со львами Макаренко и Борисовой является на данный момент прорывом в дрессуре. Это уже даже не дрессура, а зоопсихология. Для того чтобы сделать трюк «голова в пасти», необходимо полное доверие со стороны хищника. В основном дрессировщики делают этот трюк с теми животными, которые от природы являются инфантильными. Но такие встречаются очень редко. Поэтому Ольга и Алексей изначально воспитывают своих питомцев на ласке и доверии.

«Дрессура – это психологическая наука!»

Когда Ольга завязывает себе глаза, садится на одно колено и, держа в зубах вилку с мясом, подзывает к себе льва, зритель не понимает всей опасности трюка. Ведь может подойти не тот лев – или сразу все. Ольга этого не знает, ибо повязка на глазах – светонепроницаемая. «Самое тяжелое – это успокоиться, даже если ты не совсем уверен в животном. Малейшая ошибка может его спровоцировать», – рассказывает дрессировщица. Трюк эффектный и очень опасный. Если в таком положении хищник решит напасть на дрессировщицу, шансов у нее не останется. Есть трюки и посложнее. К примеру, проход льва по брусьям на 3-метровой высоте. А завершается аттракцион качелями – хищник вместе с дрессировщицей поднимается под самый купол цирка. Работа Ольги Борисовой основана в большинстве своем на контактных трюках. Артистка может запросто подойти к любому из своих подопечных. Все семеро – Алекс, Мышкин, Булкин, Жотэм, Пумба, Тимон и Цветик – одного, 2012-го, года рождения.

DSCF5048.JPG

С супругом Ольга работает не так давно, до этого одна входила в клетку к хищникам. Ольге было 29 лет, когда она получила негласный статус единственной в мире соло-дрессировщицы львов и руководителя целого аттракциона. Помимо тех знаний, что передали Ольге предки, она долгое время самостоятельно изучала зоопсихологию, кинологию… Перелопатила тонны литературы.

«Дрессура – это психологическая наука, – считает Ольга. – Для того чтобы чему-либо научить хищника, нужно постоянно идти на компромиссы, вступать в диалог, уступать,уговаривать… И при этом быть для него лидером!» За такое отношение подопечные Ольги и Алексея отвечают им беззаветной любовью. Они по-собачьи преданны, и если долгое время не видятся с дрессировщиками, то даже начинают толкаться за право первым подбежать к ним. Обнимашки-целовашки – их любимое занятие.

DSCF5138.JPG

Кстати, до полугода львята росли на глазах Ольги и Алексея, были практически членами семьи и спали с ними в гостиничных номерах, иногда – с дочкой Аэлитой в одной кровати. «Это были постоянно ободранные обои, полы, мебель, и каждый раз приходилось делать ремонт либо компенсировать ущерб, – с улыбкой вспоминают дрессировщики. – Однажды работник гостиницы, обнаружив, что у нас не заперта дверь, удивился: «А если унесут что-то?» Я его завела в номер, где бегали четверо львят, и сказала: «Хотела бы я увидеть того смельчака, который что-то унесет из нашего номера!»

«Запрет на работу стал плевком в мой адрес»

- Ольга, с Воронежем у вас, наверное, связаны неприятные воспоминания... В декабре 2009-го, отработав 2 недели, вам пришлось отменить гастроли и уехать в связи с трагедией, которая произошла с вашими родителями... Они отправились на машине в Москву и по дороге попали в автокатастрофу. Ваша мама погибла на месте, папа попал в реанимацию…

DSCF5157.JPG

- В том, что наш номер сняли с программы, была виновата вовсе не я. Мне просто объявили вотум недоверия в связи с тем, что у меня на тот момент была половина срока беременности. Кроме того, опыт артиста-исполнителя у меня был месяц и 1 неделя. После того, что случилось с родителями, мне просто запретили работать. Я не виню администрацию вашего цирка, они просто выполняли распоряжение Главка. Директором вашего цирка был человек адекватный, он на подобную меру не пошел бы. Но его обязали. Меня сняли с работы… Но самым неприятным было то, что всю вину взвалили на меня. Хотя я-то была готова работать даже без страховки родителей. Если вы, товарищи, принимаете непопулярные решения, то извольте нести за них ответственность. А получилось так, что они прислали из Главка телеграмму, запретив работать мне, а для прессы пускают информацию, что не могу работать я. Это был плевок в мой адрес, самое настоящее оскорбление, потому что я не была больна, я была абсолютно здорова.

- Да, тогда в цирке развесили объявления, что в связи с болезнью Ольга Борисова не может работать. И номер со львами заменили конным аттракционом...

- В конечном итоге они мне разрешили репетировать, и до 8-го месяца беременности я репетировала. Случись сейчас такая ситуация, я абсолютно такое же решение приняла бы. Но им было виднее. Моему гневу на тот момент не было предела. И я по сей день благодарна той зрительнице, которая устроила разнос администрации. Она возмущалась: «Я приехала за 200 километров, покажите мне львов!» И подтянула еще человек 70… Администрацию вашего цирка чуть не порвали. Им предлагали вернуть деньги за билеты и проезд, но те были категоричны: «Нам не нужны деньги! Нам нужны львы!» Благодаря таким людям ты понимаешь, что то, чем ты занимаешься, – действительно ценно. Мне, конечно, жаль было администрацию воронежского цирка. Мы тогда выкатили в антракте клетки с животными, чтобы зрители могли хотя бы посмотреть на львов.

DSCF5184.JPG

- Скажите, вам тяжело было расстаться с титулом «единственной в мире соло-дрессировщицы», позволив работать с вами своему супругу Алексею Макаренко?

- Дело в том, что появились новые трюковые возможности, когда мы стали работать вместе. Для зрителя это плюс. Вместе мы выполняем гораздо больше трюков. Леша, к примеру, засовывает голову в пасти шести львам! Это абсолютный рекорд! Такого еще никто из дрессировщиков не делал. Да и многое другое… Это, кстати, уже не та львиная группа, которая работала в Воронеже 7 лет назад.

«Когда преследует злой рок, невольно задумываешься – своим ли делом ты занимаешься?!»

- Вас преследовало очень много несчастий. То львы умирали, то трагедия с родителями, то львы нападали, и приходилось сдавать их в зоопарк, а потом набирать новую группу… Прямо злой рок какой-то… Что дало силы выстоять?

- С 2005 по 2011 год очень было тяжело. Сил придавало баранье упрямство.

- Когда у вас на руках умер лев Мартин – ваш любимец, вы впали в депрессию и даже хотели уйти из цирка…

DSCF5180.JPG

- Я хотела уйти не из цирка, я хотела уйти из дрессуры. Потому что когда преследует такой злой рок и несчастья идут одно за другим, невольно начинаешь задумываться: «А твое ли это вообще? Своим ли делом ты занимаешься?»

- А помните тот момент, когда вы вдруг осознали, что все-таки занимаетесь своим делом, что нужно продолжать во что бы то ни стало?

Ольга: - Был момент, когда я очень четко почувствовала свое призвание. Это было спустя года полтора после смерти отца. И тогда я поняла, что буду этим заниматься несмотря ни на что. Бывают моменты неуверенности, когда только начинаешь постигать азы. Тогда начинает ломать, трепать. Это нормальное явление. Я помню даже ту минуту, когда поняла что иду своей дорогой. Это было на репетиции…

Алексей: - А я видел это по-другому. Когда ушла из жизни Олина мама, появилось упрямство, упорство. Открылось второе, третье дыхание. Появилась в хорошем смысле профессиональная злость. Оля поняла, что нельзя оставлять то, что дали ей в руки три поколения предков.

«Династийных артистов всегда сравнивают с предыдущим поколением»

- Что сложнее – начинать с нуля или быть династийным артистом?

Ольга: - В династиях самое сложное знаете что? Всегда будут сравнивать с предыдущим поколением. Причем будут сравнивать тебя начинающего – 20- или 30-летнего – с уже опытным твоим родителем, памятуя о его заслугах. И нужно делать работу не хуже, а лучше. Создавать что-то новое, чтобы это отличалось от того, что делали предыдущие поколения.

Алексей: - Олин прадед занимался «дикой дрессурой» Хотя это были понты. На самом деле он был очень добрым, хотя в фильме «Новый аттракцион» сыграл отрицательную роль, и о нем сложилось соответствующее впечатление. Думали, что он животных мучил. А это просто нужно было для кино. Хотя животные этих киносъемок ему не простили, он потом получил от них серьезную травму.

DSCF5153.JPG

Дедушка Ольги уже более мягкую работу показывал, основанную на юморе. У мамы был плотный контакт. Ольга пошла еще дальше – у нее уже массовый контакт. Семь хищников в манеже – и со всеми у нее обнимашки-целовашки. Но такие отношения с животными – это кропотливая работа. В контактное животное нужно вкладывать душу, это больше всего выматывает и седины прибавляет. Это мазохизм своего рода. Чтобы животное стало контактным, оно сначала должно попробовать ваши руки, ноги, голову. На зуб, на коготь… Они это делают без агрессии, играются и заодно на слабину вас проверяют. Природа создала львов такими, что у них очень высокий болевой порог. Они могут царапаться, кусаться и ничего при этом не чувствовать. И думают, что мы такие же. Некоторые говорят: «Ой, у вас такие контактные животные. Наверное, они забиты?» На что мы всегда отвечаем: «Попробуйте взять бойцовскую собаку и наказывать ее направо и налево. Что получится?» Что получится, всем известно.

О том, что дрессировщики забивают или обкалывают животных, слухи распространяют те, кому это выгодно. Посмотрите, какой «вброс» идет всегда перед приездом цирка Дюсолей (цирк без животных). Сразу везде появляется ролик, где дрессировщик наказывает обезьяну. Но! Это нарезка. То, что было перед этим, почему-то не сняли. А дело было так – обезьяна кинулась на жену дрессировщика, в лицо. Служащий загородил ее собой, она прокусила ему руку. Его оперировали, у него было заражение крови… А выдернули сюжет только о том, как животное наказывают.

- Львы кем вас считают? Вожаками стаи, мамой и папой, друзьями?

- Наверное, все вместе. В вольере мы на их территории, там лидерство у них свое. В манеже они на нашей территории. При этом, когда мы заходим к ним в вольер, на их территорию, они воспринимают нас как равноправных членов стаи. Но рангом чуть повыше. У них есть лев № 1, лев № 2 и так далее. Но мы выше, чем лев № 1. Бывает первое место, а бывает Гран-при. Вот мы – Гран-при. Но учтите, что у вожака есть как привилегии, так и определенная ответственность. В природе вожак первым ложится, защищая весь прайд. У в цирке это происходит так – если львы дерутся, мы должны разнимать драку и защищать обиженную сторону. Но в итоге обижаются обе стороны. Одна – что не защитил, а вторая – что не дал разобраться. И потом с каждым в отдельности приходится договариваться.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ