2024-04-26

Никогда не говори никогда: воронежские авиастроители готовы строить Ан-148 и без Украины

В понедельник, 26 июня федеральные СМИ сообщили о прекращении в ближайшее время производства в Воронеже самолёта Ан-148. Во вторник, 27 июня те же СМИ  охотно  воспроизвели новость противоположного содержания:  пресс-служба Воронежского акционерного самолётостроительного общества  опровергла эти прогнозы.

В понедельник, 26 июня, федеральные СМИ со ссылкой на некий источник в авиационной отрасли сообщили о прекращении в ближайшее время производства в Воронеже ближнемагистрального самолёта Ан-148. Во вторник, 27 июня, те же СМИ  охотно  воспроизвели новость противоположного содержания:  пресс-служба Воронежского акционерного самолётостроительного общества  опровергла эти прогнозы. Точнее, перевело их в «сослагательное наклонение».

– У завода есть действующий контракт с Минобороны РФ. По нему в 2017 году осталось сдать три самолёта Ан-148, в следующем – два, – заявила пресс-служба в многочисленных комментариях. – Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, будут на самолёт данного типа заказчики или нет.

Упоминалось также, что по поводу самолета ведутся переговоры с Анголой и Индией.

На самом деле не все зависит от заказчиков. Еще в прошлом году в беседе с корреспондентом  «Горкома36» специалисты ВАСО утверждали: завод может  самостоятельно вести даже международный проект  Ан-148.  И раньше мог! Просто изначально имелась договоренность с украинской стороной  о производственной кооперации по изготовлению агрегатов самолета в соотношении 50 на 50. После распада экономических связей с соседями  Воронеж  взял на себя большую  часть производства. Из больших узлов осталось освоить  лишь производство крыла. При наличии заказов на самолет за семь-восемь месяцев ВАСО мог бы  произвести подготовку производства и начать выпуск крыла самостоятельно.

И  такой вариант принципиально возможен. Эксплуатанты  признают, что самолет, давшийся нашим авиастроителям немалой кровью,  получился удачным. В авиакомпании «Ангара», например, воронежские самолеты загружены по полной программе – ко всеобщему удовлетворению. Ан-148 уже избавился от «детских болезней», машина неприхотлива, с возможностями посадки на грунтовые аэродромы. К ней по-прежнему есть интерес – но  с  развитием программ «Суперджет-100», «МС-21», да и того же Ил-112, что реализуется  в цехах  ВАСО, внутренняя конкуренция заметно выросла. И  перспективных контрактов на этот самолет нет.

А главное, интеллектуальные права на Ан-148  – на Украине, и их могут нам попросту не передать. Будет ли самолёт и в дальнейшем производиться в России, на нашем заводе – вопрос скорее большой политики, но за авиастроителями дело не станет.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ