2024-12-24

Кино на сцене: в Воронежском драмтеатре ищут «прививку от рутины»

«С.И.Т.О.»-2017 решили посвятить неснятым киносценариям — жанру достаточно далекому от театра.
В течение двух дней Воронежский драматический театр им. Кольцова проходил «вакцинацию» или, как выразился автор проекта «С.И.Т.О.» («современные исследования театральных объектов») режиссер Никита Рак, театру была сделана «прививка от рутины». Театр ищет себя в искусстве, актеры — себя в театре.

Проект «С.И.Т.О.», о котором писал «Горком36», родился в Воронеже в прошлом году, когда за основу театральных исследований были взяты пьесы современного драматурга Ивана Вырыпаева. «С.И.Т.О.»-2017 решили посвятить неснятым киносценариям — жанру достаточно далекому от театра.

20 и 21 апреля совсем нетрадиционные, смелые и даже вызывающие спектакли, подготовленные всего в течение пяти дней, были представлены на суд зрителей. Это киносценарии Геннадия Шпаликова «Девочка Надя, чего тебе надо?», Ренаты Литвиновой «Весна», Петра Луцика и Алексея Саморядова «Анна», Алексея Балабанова «Мой брат умер». Эскизы спектаклей поставили молодые режиссеры — выпускники школы-студии МХАТ и Центра имени Вс. Мейерхольда совместно с воронежскими актерами.

Я выбрала «Весну» Литвиновой (сценарий написан совместно с Глебом Алейниковым): уж если искать самое необычное, то у одного из самых необычных авторов. Сама Литвинова по собственным сценариям сняла два фильма — очень специфических, не относящихся к фильмам для массового зрителя. Кто-то ее может назвать ненормальной, с головой, полной «тараканов», но при всем при том ее любят и ей восхищаются. Потому что у нас всех таких «тараканов» тоже не счесть, разве что не каждый готов в этом признаться даже себе.

Сквозная тема творчества Ренаты Литвиновой — страх смерти, который стал основной темой и в «Весне».

Воронежским зрителям киносценарий, воплощенный на сцене как театральное произведение, был представлен 25-летним Иваном Комаровым. Режиссер в своей интерпретации произведения достаточно далеко оторвался от оригинала, но тем не менее попытался подчеркнуть особенности творчества Ренаты — в первую очередь ее тягу к повторам.

DSC04663.JPG

Нередко казалось, что данная театральная постановка — всего лишь подростковая насмешка над автором. Но, может быть, именно этот вольный (если не сказать фривольный) подход позволил актерам играть вне каких-либо рамок и канонов, полностью погрузившись в чистое творчество. Актеры оказались на недосягаемой высоте, и если бы каждый спектакль в репертуаре давался с такой силой, то рискну предположить, что Воронежский драматический начал бы собирать поклонников едва ли не со всего мира.

Спектакль играли на «чердаке», в так называемом танцклассе. Конечно же, необычный зал добавлял экзотичности происходящему, но лишал большинство зрителей возможности воспринимать театральное действо целиком: уже на пятом ряду происходящее можно было видеть лишь на одной половине сцены. Подозреваю, что сидящие еще дальше имели возможность воспринимать спектакль только на слух.

И все-таки такому эксперименту, как ««С.И.Т.О.», можно ставить высший балл, потому что он показывает, что воронежский театр живет, находится в поиске и готов предоставлять для воплощения оригинальных творческих идей площадки для молодых, которые и должны выступать генераторами нового.