То, что общественный пассажирский транспорт в Воронеже за последние годы изменился, и явно в лучшую сторону – бесспорно.
С городских улиц исчезли старые ржавые автобусы, а им на смену постепенно приходят современные комфортабельные машины. Правда, пока к транспортной сфере областного центра остается немало вопросов: от борьбы с хамством и безалаберностью водителей, играющих в «шашки» на дорогах, до полной замены морально и физически устаревшей техники. О том, как они решаются, корреспонденту «Берега» рассказал руководитель управления транспорта Владимир Анисимов.
За ценой не постоим
- Владимир Александрович, как продвигается заявленная программа по обновлению перевозчиками подвижного состава? Ведь обязательства по модернизации на 2016 г. установлены высокие – 30%...
- Да, как и в 2015 г. Мы подвели итоги по прошлому году и I полугодию 2016 г. – ситуация складывается вполне приемлемая. Обязательства по обновлению автобусов малой и средней вместимости выполняются полностью, даже с превышением плана. Недовыполнение есть только по автобусам большой вместимости: трем перевозчикам, которые задействуют на маршрутах такие автомобили, надо приобрести еще 20 машин.
- Но прошлогодние планы они выполнили?
- Так случилось, что в 2015 году, после того как были подписаны договоры, усложнилась экономическая ситуация: цена нового автобуса большой вместимости взлетела с 5,5-6 до 8-9 млн руб. Мы пошли на небольшую уступку компаниям: в конце 2015 г. было решено, что плюсом к определенному количеству новых автобусов за обновление будут засчитаны и не совсем новые, выпущенные 3-5 лет назад. Главное, чтобы они были в отличном состоянии. По сравнению с 20-летними автобусами, которые курсировали по городу, эти бывшие в употреблении машины реально можно назвать обновлением: они значительно современнее и качественнее, пассажирам в них комфортнее. Да и только то, что автобус не новый, снижает его стоимость чуть ли не в два раза. К примеру, на маршруте №64 задействованы «гармошки», которым по 3-4 года. Но поверьте, этот транспорт находится в исключительном состоянии – и в техническом, и в санитарном плане.
Хотя пересматривать условия по количеству модернизированной техники никто не собирается. За год мы добились того, что полностью убрали с улиц Воронежа автобусы-«пенсионеры» – с линий сняли примерно 70 автомобилей старше 20 лет. Это хорошее достижение.
- В прошлом году город за счет консолидированного бюджета закупил 37 новых «ЛиАЗов», работающих на газомоторном топливе. А каковы планы по закупке подобной техники на 2016 г.?
- Еще в конце минувшего года наше управление сформировало заявку на приобретение подобной техники для города. Документы мы передали коллегам в областной департамент. Как и годом ранее, Воронеж претендует на 30 новых автобусов большой вместимости – надеемся, что эти планы удастся реализовать.
Но сейчас меняется сам механизм господдержки закупки пассажирского транспорта – все ждут выхода постановления правительства России, где будет четко расписана процедура. По нашим данным, изменения будут достаточно серьезными: например, регионам не станут выделять средства на приобретение техники, а гарантируют предоставление какой-то скидки на ее покупку. То есть автобусы изначально будут дешевле, чем сейчас, а купить их по более выгодной цене смогут и муниципалитеты, и частные компании. Для последних это может стать очень интересным предложением.
- Я правильно понимаю, что пока предпосылок для разрыва договоров с компаниями из-за несоблюдения условий договоров по обновлению подвижного состава нет?
- На сегодняшний день мы совместно с другими структурами регулярно проверяем деятельность предприятий, видим их реальное состояние. У большинства перевозчиков сейчас «свежий» подвижной состав, свои ремонтные базы и стоянки. Наши претензии чаще всего связаны с жалобами на работу водителей – от нарушения правил движения до банальной культуры обслуживания.
Автобус высокой культуры
- К вопросу о поведении водителей: кто реально может на них повлиять? Ведь у управления таких полномочий, кажется, нет…
- Действительно, мы не являемся их работодателями, соответственно, не имеем права напрямую влиять на эти отношения. Но у каждой организации есть собственные договоры с водителями, и на основе этих документов перевозчики могут устанавливать различные санкции для нарушителей. Кто-то отстраняет водителей от работы на несколько дней – тогда человек просто теряет в зарплате, у других прописаны прямые штрафы за каждое отступление от норм. Поэтому управление транспортом по каждой жалобе на водителя ставит предприятие в известность о какой-либо произошедшей ситуации.
- А на что чаще всего жалуются горожане?
- Сказать, что у нас наблюдается вал гневных обращений от граждан, я не могу. Но недавно, когда две недели стояла жара, по всем маршрутам нам поступали одноплановые жалобы: на духоту в салонах автобусов и на внешний вид водителей – мол, сидят за рулем в шортах и шлепках. Относительно одежды приходилось проводить беседы с каждым нарушителем: втолковывали, что, несмотря на погоду, садиться за руль надо в подобающем виде, а шорты уместны лишь на пляже или даче.
Кстати, мы разместили во всех автобусах объявления с телефонами управления и адресом электронной почты: пассажиру достаточно сфотографировать нарушителя и прислать снимок нам. На основании этих доказательств уже можно будет принимать какие-то меры к перевозчикам.
- Но на самом водителе, который допустил нарушение, это не скажется?
- У нас есть соглашение с воронежским управлением ГИБДД, по которому мы оформляем все факты нарушений – поступили они от пассажиров или их выявили во время проверки сотрудники нашего линейного отдела – и передаем их дважды в неделю в Госавтоинспекцию. В 99% случаев ГИБДД выносит решение о штрафе: водителю приходит уведомление о том, что он нарушил ПДД – например, курил за рулем. Достаточно действенная мера.
- Но ведь за шлепки и шорты автоинспекторы оштрафовать не могут?
- Это относится к компетенции перевозчиков как вопрос культуры поведения.
- И все же - как бороться с «пляжными» водителями?
- Прививать культуру. Например, весной мы ввели форму на МКП «Воронежпассажиртранс» - все водители теперь одеты в голубые рубашки с логотипом предприятия. Это был пробный шаг, который должен подать пример частным перевозчикам. Мы обратились к компаниям, работающим на автобусах большой и средней вместимости, с просьбой рассмотреть возможность введения форменной одежды. Причем никаких ограничений по модели или марке мы не ставили: главное, чтобы все рубашки или жилетки были в одном стиле и с нашивкой с названием компании.
И перевозчики откликнулись на наше предложение: например, ООО «ВТК» одним из первых в городе переодело своих водителей на больших автобусах в синие рубашки, а ООО «ВГТК» - в бирюзовые рубашки поло. Естественно, внешний вид совершенно другой, восприятие компании тоже меняется. Следующий шаг – донести до людей, что за рулем надо сидеть не в шортах или спортивных штанах, а в брюках. А также то, что водитель должен быть сдержанным и воспитанным.
- Вы упоминали и жалобы на духоту в автобусах…
- Причиной такой ситуации была аномальная жара, стоявшая на улице. Даже в офисах сидеть иногда было сложно, что говорить о транспорте! Мы проводили замеры: в некоторых автобусах температура достигала 40 градусов.
- Может, ситуацию исправит покупка техники, оснащенной кондиционерами?
- Такая идея обсуждалась, но, на наш взгляд, это не панацея. По опыту столичного Мосгортранса стало понятно, что кондиционеры реально эффективны только на длинных кольцевых маршрутах, где расстояния между остановками значительные. А если автобусы, как в Воронеже, открывают двери через каждые 300-500 м, то кондиционеры, во-первых, очень быстро выйдут из строя, во-вторых - не смогут за короткое время охладить салон. Да и для здоровья такие ежеминутные смены горячего и холодного воздуха ничего хорошего не несут.
Кроме того, установка кондиционера добавляет к стартовой стоимости автобуса от 200 до 600 тыс. руб. – в зависимости от класса вместимости техники.
Поэтому мы предложили другое решение: сейчас во всех старых автобусах, которые еще задействованы на маршрутах, сменили стекла. Теперь в «Сканиях» и «Вольво» по четыре форточки и два потолочных люка. То есть салон максимально проветривается. Конечно, сделать температуру внутри автобуса ниже, чем за бортом, такой ход вряд ли позволяет, но как минимум в салоне становится менее душно.
Рост неизбежен?
- Была информация, что полномочия по пересмотру тарифа на осуществление пассажирских перевозок перейдут с областного уровня на муниципальный.
– Весной активно обсуждалась инициатива по передаче этих полномочий городу. Для этого облдуме необходимо принять соответствующий региональный закон. Пока он не принят. Ожидается, что парламентарии вернутся к рассмотрению этого вопроса после каникул, осенью.
- К вопросу о тарифе: всех горожан, естественно, волнует, будет ли расти в этом году цена билета? Некоторые перевозчики заявляли, что видят необходимость в увеличении стоимости проезда до 18, а лучше 20 рублей…
- В Воронеже 13 компаний, которые занимаются пассажирскими перевозками, и у каждой своя методика расчета оптимального тарифа. Названные суммы – это, наверное, «средняя температура по больнице», примерный показатель. Но в любом случае специалисты структуры, в чьих полномочиях будет определение тарифа, рассмотрит все документы от перевозчиков: нет ли завышений в обосновании цен – например, по расходам предприятия. И только после этого будет принято какое-то решение.
- А какая сумма, на ваш взгляд, наиболее соответствует реальному положению дел?
- Думаю, 17-18 рублей просматривается. По крайней мере, если исходить из изменений в экономике предприятий: на сколько увеличиваются зарплаты водителей, расходы на покупку автобусов, запчастей и ГСМ. Но точную сумму, конечно, смогут назвать только специалисты после глубокого анализа.
- И когда можно ожидать пересмотра тарифа?
- Это зависит от того, когда облдума примет соответствующий закон. Но точно не раньше октября.