2024-05-04

Как справиться с детскими проблемами: советы специалистов воронежским родителям

Как справиться с детскими проблемами: советы специалистов воронежским родителям
Конфликты у детей, как межличностные, так и внутренние, случаются у учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. «Это нормально», – успокаивают психологи переживающих за своих чад взрослых.

Но как оказать срочную психолого-педагогическую помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях? Об этом в ходе организованного Центром управления регионом прямого эфира в Доме журналистов рассказали руководитель управления образования и молодежной политики Воронежа Любовь Кулакова и руководитель Мобильной антикризисной бригады Любовь Шахова.

Болевые точки

– В большинстве своем среди учащихся наблюдаются межличностные конфликты, это ситуации буллинга. Школьные психологи и педагоги в образовательных организациях смотрят за психологическим состоянием ребенка, за тем, насколько ему комфортно. Ребенок не может хорошо учиться, если его пребывание в классе становится для него испытанием, – рассказала Любовь КУЛАКОВА.

Перед школьными психологами стоит задача отследить, какие отношения сложились в классном коллективе, между ребенком и педагогом. Родители, добавляет глава управления образования, также являются стороной образовательного процесса, поэтому в системе, рассматривая конфликты, решают в том числе те проблемы и трудности, которые возникают в детско-родительских отношениях. Зачастую поговорить о ситуациях можно тет-а-тет, индивидуальный формат работы часто практикуется. Впрочем, известны инциденты, как с избиением толпой мальчика на детской площадке неподалеку от школы № 103 в Шилово, которые требуют более серьезного вмешательства и обсуждения на уровне коллектива.

– В этих случаях необходимо обратиться в комиссию по разрешению конфликтов. Такие факты замалчивать нельзя, а, напротив, важно услышать каждую из сторон и помочь им разобраться. Но не все конфликты можно решить на уровне школы, к таким относят случаи длительного противостояния, в которые оказались вовлечены уже и родители детей. На такие инциденты сил одного школьного психолога и ресурса администрации школы будет недостаточно, – говорит Любовь Кулакова.

В этих случаях на помощь приходят специалисты Центра психолого-педагогической поддержки Воронежа и Мобильной антикризисной бригады, которые выступают независимыми и беспристрастными медиаторами, помогающими определить болевые точки и выйти из конфликта без потерь.

Служба востребована

Мобильная антикризисная бригада возникла в 2021 году на пике активностей в соцсетях так называемых «групп смерти». Тогда в результате суицида в Воронеже умерли 6 подростков, еще было зарегистрировано сразу 18 попыток, а потому возникла острая необходимость в кризисной помощи. Мобильная бригада включала в себя всего 4 специалиста, работающих по данному профилю.

– Позже в бригаду стали обращаться и с другими случаями – проблемами детско-родительских и межличностных отношений, появился запрос на длительное сопровождение. Штат работников был увеличен до 17 человек, это говорит о том, что служба востребована, и она старается работать на предотвращение конфликтных ситуаций, приезжая в классы и проводя диагностику, определяя зоны повышенного риска, – добавила Любовь Кулакова. – При этом, конечно, они все равно будут. Тут главное не делать вид, что в воронежских школах таких инцидентов не происходит. Оно было, есть и никуда не уйдет, потому что школьники проходят через детские кризисы, которые влияют на их степень агрессии. А наша задача сделать так, чтобы конфликтов было меньше, и просто помогать, когда в этом нуждаются.

Выстраивайте доверие

Любовь Шахова рассказала о практическом опыте. Чаще всего к специалистам бригады обращаются по вопросам травли в классах. Хотя еще нередко просят о помощи в случаях, когда ребенок общается в соцсетях с сомнительными гражданами. А самые опасные истории – о проявлении суицидальных наклонностей. Они самые опасные не только потому, что это разговор о смерти.

– Есть такое понятие, как «подражательное суицидальное поведение». Если попытка произошла в классе и это сильно травмировало детей, они могут подражать своему однокласснику. Мы фиксируем ребят как потенциальную группу риска и работаем с ними точечно, – пояснила Любовь ШАХОВА.

Большинство серьезных проблем у детей и подростков возникает при наличии их слабой эмоциональной близости с родителями. Любовь Шахова напомнила, насколько важно мамам и папам интересоваться не только успехами в школе, но и внутренним миром, переживаниями ребенка.

– Если звучат только два вопроса: «Как дела?» и «Какие оценки получил?», то ребенок может закрыться. У подростков уже состоялся процесс становления личности, появилась «я-концепция», он больше проводит времени в интернете. И то, с кем он там будет общаться, зависит от родителя, – пояснила Любовь Шахова.

Специалист напомнила, что дети растут, и в разном возрасте их интересуют самые разные темы, начиная от границ дозволенного – интересно, что можно, а что нельзя, заканчивая отношениями с противоположным полом. Эти темы нельзя превращать в табу, потому что если вы не расскажете об этом своему ребенку, то он найдет информацию в интернете, но безопасность таких сведений Любовь Шахова ставит под сомнение, напоминая, что вредоносные ссылки часто небезопасны для не­окрепшей психики детей.

Если все же родители или педагоги заметили нетипичное для ребенка поведение, не стоит пугать его психологом. Напротив – ему нужно дать понять, что этот специалист поможет разобраться в ситуации.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ