2024-04-19

Как излечить водителей воронежских маршруток от хамства на дороге?

Одной из главных болевых точек Воронежа, как и многих мегаполисов, остается общественный транспорт.

Одной из главных болевых точек Воронежа, как и многих мегаполисов, остается общественный транспорт. 

И если к техническому состоянию автопарка нареканий с каждым годом становится все меньше, то поведение водителей, к сожалению, регулярно подвергается вполне справедливой критике жителей областного центра. Городские власти и транспортные компании по-разному борются с низким уровнем культуры вождения – но ситуация пока меняется мало. На помощь специалистам готовы прийти и простые воронежцы: в чем заключаются эти предложения, разбирался корреспондент «Горкома».

Не закрывая глаз

Инициативу по новой организации движения автобусов на портале «Власть-бизнес.рф» разместил пользователь Александр Азнаурьянц. Автор новации признает, что «качество городской среды» в областном центре в последние годы «заметно улучшилось» (в пример он приводит обновление парков, внедрение дизайн-регламента и систематизацию наружной рекламы), но предлагает «не останавливаться на достигнутом».

- Что еще можно улучшить и таким образом значительно преобразить город? Автобусы и порядок их движения! – считает автор. – Не предлагаю новые автобусы закупать в одинаковом цвете (не время тратить бюджетные деньги), но организовать нормально их движение, в первую очередь у остановок, можно и нужно! Это кардинально изменит облик Воронежа!

В качестве основных проблем, с которыми необходимо разобраться как можно скорее, пользователь называет поведение маршрутчиков на остановках. В общем-то, никаких неожиданных открытий автор предложения не делает: водители автобусов зачастую не подъезжают к тротуару, чтобы пассажиры могли спокойно выйти или, наоборот, сесть в салон, да и заездом в специальные остановочные карманы многие себя не утруждают. В итоге людям приходится буквально выпрыгивать из маршруток, тормозящих во втором ряду – естественно, о безопасности таких маневров говорить не приходится. Плюс постепенно возникают пробки: автомобилисты вынуждены ждать, пока остановившийся не в своем ряду автобус двинется дальше.

Появлению заторов, с другой стороны, способствуют и «очереди» из автобусов, конкурирующих за пассажиров.

- Если на остановке, к которой приближается автобус, уже находится другой, то редкий водитель подъедет сзади и дождется очереди, чтобы припарковаться как положено, - сетует Александр Азнаурьянц. – Большинство объедет стоящее транспортное средство спереди, «подрежет», они начнут сигналить друг другу.

Третий момент, вызывающий возмущение автора инициативы – таксисты, заполонившие остановочные карманы и мешающие «нормальному проезду» транспорта.

- На повороте со Степана Разина налево на проспект Революции автобусы едут из третьего ряда прямо перед патрулем ГАИ, - возмущается пользователь. – Господа, это бардак!

Поспорить с горожанином сложно: пусть Госавтоинспекция давно сменила аббревиатуру на ГИБДД, но от необходимости следить за соблюдением правил движения на дороге работников ведомства это не избавило.

Бороться с нарушениями со стороны водителей общественного транспорта автор инициативы предлагает двумя путями: обязать перевозчиков проводить «регулярную разъяснительную работу с водителями», а также обратить внимание надзорных органов и самой службы ГИБДД на «недопустимость попустительства правонарушениям со стороны водителей такси и автобусов».

Не новация

Однако предложение Александра Азнаурьянца у чиновников, отвечающих за транспортную сферу на городском и областном уровнях, особенного энтузиазма пока не вызвало. И причина проста – за организацию работы такси ни муниципалитет, ни правительство региона не отвечают, а озвученные идеи относительно попыток перевоспитать водителей автобусов давно применяются на практике.

В частности, в ответах департамента транспорта и автодорог региона и городского управления транспорта отмечено, что профилактические беседы с водителями по поводу соблюдения правил дорожного движения (ПДД) проводятся постоянно – эти функции взяли на себя руководители транспортных компаний.

- Все предприятия-перевозчики, занятые в системе городского пассажирского транспорта, проводят занятия с водительским составом по ежегодной 20-часовой программе, - отмечает руководитель управления транспорта Воронежа Владимир Анисимов. – В нее входит и изучение правил посадки и высадки пассажиров.

Хотя только профилактикой работа не ограничивается: по словам главы структуры, параллельно сотрудники линейного контроля МБУ «Центр организации дорожного движения» вместе с представителями ГИБДД проводят собственные проверки на маршрутах. По итогам этих инспекций нарушители и их работодатели получают «письма счастья» и вызовы на «воспитательный» ковер в управление.

Специалисты профильного департамента облправительства в своем ответе обратили внимание на контроль за соблюдением правил парковки. Подобные нарушения отслеживает автоматика – система типа «Паркон».

- В связи с тем, что данное оборудование является дорогостоящим и его недостаточно, применение его ограничено улицами центральной части Воронежа, - поясняет замруководителя департамента Олег Беляков. – При приобретении указанных устройств в необходимом количестве область их применения будет распространена и на другие районы города.

Таким образом, предложение пользователя сложно назвать своевременным – ничего нового горожанин, по сути, не придумал. Но если пути решения проблемы давно известны, а результата почему-то до сих пор нет, может, стоит задуматься о поиске дополнительных рычагов воздействия на перевозчиков – одних «пряников», видимо, недостаточно...

Михаил АКСЕНОВ, сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт»:

- Отношения между городскими властями и перевозчиками строго регламентированы: обязательства каждой из сторон прописаны в договорах, которые будут действовать еще 3-5 лет. И повлиять на конкретных водителей напрямую администрация сегодня не может – в контрактах таких пунктов не предусмотрено. Но уже понятно, что при формировании новых соглашений в будущем договоры будут изменяться.

В принципе, появляется отложенная мера воздействия: сейчас нельзя отобрать лицензию на маршрут за долгие простои автобусов на остановках или курение в салоне, но в дальнейшем организации, у которых были такие нарушения, можно будет просто не допустить до конкурса.

С другой стороны, многие проблемы связаны с несовершенством действующей системы организации пассажирского транспорта. Например, пресловутые очереди из автобусов возле остановок: они возникают из-за огромного количества маршрутов, проходящих по одним и тем же улицам. К тому же водители сегодня напрямую заинтересованы в пассажиропотоке – им надо выполнять план. Из-за этого они и начинают «подрезать» друг друга, гонять на дорогах. Пока не будет хотя бы системы безналичной оплаты проезда, чтобы отрезать водителя от потока наличных, все эти нарушения будут продолжаться.

Кстати, многие ограничения – например, по правилам высадки и посадки пассажиров в автобусах – действуют уже сегодня, просто надо следить за их выполнением. Но, к сожалению, в Воронеже у мэрии нет полномочий выписывать штрафы, а у ГИБДД – необходимых сил и желания. 

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ