2024-04-19

Интернет-революция: Воронежская область за год из отстающих выбилась в лидеры по электронным услугам

Около 64% жителей Воронежской области воспользовались государственными и муниципальными услугами в электронной форме в 2016 году, сообщил в очередном пресс-релизе Воронежстат.

64,2% жителей Воронежской области воспользовались государственными и муниципальными услугами в электронной форме в 2016 году, сообщил в очередном пресс-релизе Воронежстат.

Детсады или медицина?

Самой популярной онлайн-сферой для воронежцев оказалась медицина – более половины пользователей  обратились к Сети  ради получения  медицинских услуг. Еще четверть  наших земляков отметились  в сервисах ЖКХ, 19% – в МВД и ГИБДД.

Интересно, что, по данным департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области, картина востребованности несколько другая.  Самой интересной для пользователей  на региональном портале госуслуг является услуга по приему заявления и постановке на учет в детские сады. Популярны также запросы  по социальным выплатам, по предварительной оценке права на получение субсидий на оплату ЖКХ. Все чаще воронежцы пользуются  электронным "льготным калькулятором".

При этом, по данным воронежской статистики, полностью довольны качеством обслуживания остались меньше половины – 44% населения области, частично удовлетворены – 55%. Абсолютно недовольных почти нет – 1,3%.  Хотя  свыше трети жителей региона испытали трудности при получении услуг через Интернет, а с техническими сбоями на сайтах столкнулись 9,9%. 

Интернет-рывок по-воронежски

64% – очень неплохой показатель, при том что  в 2016 году Интернетом пользовались 77,7% взрослых жителей Воронежской области. То есть  за  госуслугами онлайн не обращался только ленивый пользователь.

И это вообще отличный показатель, если учесть, что Воронежская область совсем  недавно  была отстающей в этой сфере. По итогам 2015 года  доля пользователей электронными госуслугами в регионе составляла всего 39,2% , что  ниже среднего по России.

 А  согласно указу президента целевой показатель к концу 2016 года должен был составить 50%!

И далеко не все регионы смогли его преодолеть.  Заданной цели не достигли 53 субъекта РФ.

Мы не только  добрали недостающие 11%, но совершили настоящий  скачок: от 39 к 64 процентам. Если год назад  регион числился восьмым в ЦФО,  то теперь нас опережают только Москва и Калуга. 

А по развитию МФЦ  по итогам 2016 года Воронежская область вообще – лучшая в стране. На втором месте – Москва.

В начале было слово

Первая причина головокружительных интернет-успехов  видна невооруженным глазом. В прошлом году  различные ведомства вели активную, если не сказать агрессивную  пропаганду   электронных госуслуг – в Воронежской области особенно активны были Фонд социального страхования,  Пенсионный фонд, управление МВД. Помимо буклетов, стендов, устных разъяснений  эти ведомства  при любом удобном случае использовали СМИ.  Мотивация  простая: невыполнение  президентского указа грозило  кадровыми  выводами.

А сегодня  пропагандистская активность  резко спала. Ведомства расслабились, полагая, что  шаг от нынешних 64 до плановых 70% к концу 2017 года сделать будет несложно.

Не знаем, не знаем.

Арифметика  как стимул электроники

Вторая причина головокружительных успехов  глазом не видна, но, скорее всего, именно она – главная: чисто прагматические соображения наших граждан.

В Воронеже быстрее, чем во многих иных регионах,  научились считать потенциальную экономию, которую сулят электронные сервисы. Именно в 2016 году у граждан уже появилась возможность оплатить госпошлину со скидкой в 30% за такие популярные услуги, как регистрация транспортного средства или получение водительского удостоверения. А штрафы за  нарушения ПДД  и для продвинутых потребителей госуслуг вообще могут обойтись в «полцены».

С помощью Интернета можно сэкономить деньги и на проезде в маршрутке, и даже на мелких взятках – больше не надо идти  устраивать  детей в сады   с коробкой конфет и бутылкой шампанского для заведующей.

И можно  не колеблясь утверждать:  свою роль играет нежелание граждан стоять в уплотняющихся автомобильных пробках.

Наша бережливость и наша лень стали двигателем прогресса в региональном масштабе.

В чем электронная  правда?

А может, все гораздо проще, и  чиновники как-то приписали необходимые для лидерства цифры? Да нет, наши чудесные 64%, по разъяснению Росстата, получены  путем массового опроса  рядовых граждан.

Такой метод дает хоть и не ангажированный властью, но, как признают сами исследователи,  не гарантированно объективный результат. Гражданин  может сообщить о себе как о пользователе электронными сервисами, если, например, просто  заходил на сайт госуслуг.  Или  нажимал на кнопку инфомата в клиентском зале.

Есть еще один, вроде бы более объективный критерий – количество граждан, зарегистрированных на портале госуслуг, а точнее – в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). 

И здесь Воронежская область демонстрирует на порядок худший результат – 30,5% на конец 2016 года,  46-е место в рейтинге.  К апрелю 2017-го ситуация немного выправилась: 36% и 42-е место в рейтинге.

Но  эта информация  тоже не сильно объективна. Руководитель департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Владимир Авербах на сайте  своего ведомства разъяснил, почему: «Сегодня почти треть граждан не указывает в своем профиле на Едином портале госуслуг регион проживания. И при определении доли граждан, зарегистрированных в ЕСИА, информация о таких пользователях распределялась по всем субъектам РФ, пропорционально их населению».

То есть треть «голосов» распределяется в рейтинге по логике «средней температуры по больнице».

Компьютеры не врут, просто  чего-то не знают

Именно цифра 30,5% – доля зарегистрированных на портале госуслуг – была учтена  при распределении средств на  программу  «Информационное общество». В этом году далеко не все регионы получат субсидии, но Воронежская область – получит. Примерно 150 рублей на каждого пользователя, которого нужно зарегистрировать в ЕСИА для обеспечения выполнения президентского показателя.

А если бы  у нас было достаточно зарегистрированных пользователей,  денег бы не получили.

Удивительно, но мы оказались  середнячками именно по тому критерию, который необходим для получения денег.  И  лидерами по  той методике, по которой  удобнее отчитаться перед широкой общественностью.

 И главное – в той сфере, где приписки невозможны.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ