2024-03-28

Густо-пусто: бюджет Воронежской области поддержат «нефтедолларом»

Минфин предлагает новую форму межбюджетного трансферта, т.н. "горизонтальную субсидию". Об этом говорится в тексте будущих поправок в Бюджетный кодекс, которые опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов.  

Минфин предлагает новую форму межбюджетного трансферта, т. н. "горизонтальную субсидию". Об этом говорится в тексте будущих поправок в Бюджетный кодекс, который опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. 

Новый термин  авторы новеллы  поясняют так: "Это субсидия из одного регионального бюджета другому для софинансирования как отдельных расходов региона, так и совместных расходов федерального и регионального бюджетов". При этом оговаривается, что выдавать горизонтальные субсидии смогут только те регионы, в бюджетах которых за два последних года дотации из федерального бюджета не превышали 10% собственных доходов, то есть безусловные доноры.

В Минфине,  по данным «Ведомостей»,  полагают, что с вводом такой практики  расширятся возможности для сотрудничества регионов и муниципалитетов: в соглашениях между регионами будут установлены цели и условия предоставления субсидий, а порядок предоставления будет определяться региональным нормативным актом.

Честно говоря, не совсем понятно, почему  региону-донору выгоднее, например,   построить мост на депрессивной территории, а не направлять свои бюджетные излишки по  привычной схеме в Москву. Но сама Москва, по крайней  мере, демонстрирует готовность к децентрализации бюджетных процессов.

Еще три-четыре года назад в официальных докладах  можно было слышать  фразу, что Воронежская область вот-вот  выйдет из состава дотационных регионов. И действительно, год от года наша бюджетная обеспеченность росла. Но напряжение майских указов  повернуло процесс вспять. У нас много пенсионеров, льготников, велика  бюджетная сфера – в результате региональный бюджет стал  предельно, если не запредельно социальным, и этим уже никто не хвалится: экономить-то приходится на   производстве.

Напомним, в 2017 году дефицит бюджета запланирован в объеме 900 млн рублей. Доходная часть – 77,4 млрд, расходная – 78,3 млрд рублей. Государственный долг региона к началу года достиг 35,98 млрд и имеет тенденцию к росту.

К счастью, в основной массе госдолг – это «бесплатные» бюджетные кредиты, но  финансовые стратеги страны понемногу отказываются от этой формы финансовой помощи. И ищут новые, за которые можно нести меньше ответственности.

Кто же  сможет стать финансовым партнером для Воронежской области? На сайте Минфина можно ознакомиться с таблицей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Согласно ей, в 2016 году  для нашего региона утверждены дотации в размере 4,65 млрд рублей. Больше нас в ЦФО получили только Брянск, Тамбов и Иваново.  Но по уровню  бюджетной обеспеченности мы смотримся  прилично – 0,811, лучше чем  большинство соседей по округу, да и по стране в целом.

Страна у нас вся, можно сказать, – дотационная. Расходы регионов на триллион рублей превышают их доходы. На дюжину  регионов-доноров приходится семь десятков регионов «с ложкой». В  группу самодостаточных регионов входят Москва и Московская область, Ленинградская область, Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, с недавнего времени  вошел и Сахалин, где начались гигантские энергетические проекты. С кем дружить будем?

Ближние  к нам Калужская и Ярославская области вряд ли захотят  вести совместное хозяйство с нами: сами только-только встали на ноги и являются первыми претендентами на уход из списка доноров. И Липецк, и Белгород считаются богатыми, но не числятся в донорах – они тоже дотационные, как и Воронеж.  Просто их дотационность не так глубока.

Остаются или нефтеносные провинции, или Москва, в  которую мы и так ездим за деньгами.  

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ