2024-12-25

Город пяти мостов: в Воронеже не отставляют мысли строительства новых автомобильных переправ через водохранилище

Оказывается, воронежские власти не оставили идеи строительства еще одного Северного моста с литером «2» и Южного.

Воронеж — город пяти мостов. Мы не беремся подсчитывать здесь мосты над дорогами, оврагами и другими препятствиями, а поговорим о мостах через воронежское водохранилище. И этих мостов в нашем городе должно стать пять.

Северный-2 и Южный разгрузят город

Оказывается, воронежские власти не оставили идеи строительства еще одного Северного моста с литером «2», который соединит Отрожку с набережной Горького, и Южного, по которой с ул. Лебедева можно будет сразу махнуть на правый берег.

Строительство этих мостов предусмотрено программой развития транспортной системы Воронежа до 2020 года. Но не торопитесь. Программа — это всего лишь руководство к действию, но не закон.

— Да, необходимость в эти мостах есть, но все, конечно же, упирается в деньги. В наших планах на ближайшие два года речь о строительстве второго Северного и Южного мостов не идет, — рассказал руководитель управления дорожного хозяйства Максим Оськин. — Это многомиллиардные проекты, на которые возможно выделение федеральных средств как на объекты государственного значения.

Тем не менее, наш главный городской дорожник рассказал, как это может выглядеть на практике:

— Строительство и устройство Северного-2 и Южного мостов и закольцовка города была бы удобна для всех. Возьмем Яменское и Рамонское направление, Коминтерновский район. Сейчас движение осуществляется по Московскому проспекту с выходом на перегруженные улицы Шишкова и 45-й стрелковой дивизии, Ломоносова, Тимирязева. Было бы удобно сбросить часть транспорта на прибрежную зону путем прохождения автомобилей с развязки на Московском проспекте через Нагорную дубраву с выходом на набережную Максима Горького, которая соединится с набережной Массалитинова. Немалая часть транспорта, которому требуется на другую сторону водохранилища, попадала бы по этому пути на левый берег через Северный-2, разгрузив, таким образом, магистрали Коминтерновского района и центр.

Автомобили с масловского и нововоронежского направления сейчас двигаются на правый берег по единственной магистрали — ул. Лебедева – ДК им. Кирова. Южный мост необходим. Он разгрузит ВОГРЭС, ул. Лебедева, Новосибирскую. Для доступа в центр на правом берегу будут съезды, а для движения по направлению к Северному микрорайону автомобили смогут двигаться через проспект Патриотов. Получается замкнутое законченное кольцо.

Чернавский мост — платный?

Чернавский мост пережил несколько реинкарнаций.

В 1768 году он был деревянным. В середине 1820-х годов камнем замостили дамбу, а деревянный мост поставили на достаточно надежные сваи. В 1909 году его сделали уже бетонным. В июне 1942 мост был разрушен. После освобождения Воронежа был построен временный, а новый введен в строй в 1959 году.

После создания воронежского водохранилища в 1972 году, мост стал разрушаться, и в конце 80-х его признали аварийным. Начатая в 1990 году реконструкция была разделена на 3 этапа и затянулась на целых 19 лет. А движение на ремонтируемом мосту не останавливалось, хотя в те времена автомобилистам советовали при возможности не пользоваться им. В 2009 году реконструкция была полностью завершена, после чего было открыто движение по всем полосам.

Краевед Ольга Дедова рассказывает такую историю, связанную с Чернавским мостом: «Мещанин Чернавский, не шибко богатый, но и не слишком бедный, ввязался в нешуточную карточную игру и спустил все, что имел, подчистую. Вдобавок понаделал немалых долгов. Погоревал он, погоревал в предчувствии долгой и позорной отсидки в долговой яме, да и пошел посоветоваться с друзьями, что делать.

Судили-рядили, и придумали они совместным мозговым штурмом интересную комбинацию. При въезде на мост ушлые товарищи соорудили ворота и стали взимать со всех въезжавших, съезжавших, проезжавших, везущих, несущих и прочих, осуществлявших какие-либо перемещения, плату. Небольшую, но со всех без исключения. И платили ведь, никто не усомнился в законности операции!»

ВОГРЭС расстался с трамваями раньше, чем весь город

На месте ВОГРЭСовского моста издавна существовала Кузнецкая (иное название — Купеческая) переправа. Это был достаточно простенький мостик.

В 1931-34 годах на его месте был построен железобетонный мост. Так как он выходил на электростанцию, то и получил название ВОГРЭС. Как указывают краеведы, мост строили заключенные. Параллельно со строительством моста сооружалась дамба, которая после войны была расширена.

Во время войны мост был уничтожен. Новый появился уже в 1954 году. До 2002 года по нему ходили трамваи. Так как старые вагоны не могли подниматься на крутой подъем Чижовки от этого вида транспорта решили начать отказываться, начиная с ВОГРЭСовского моста.

Ходят слухи, что когда снимали трамвайные пути, то строители выкопали на их месте прямоугольное углубление, в которое должны были засыпать песок, щебенку и асфальт. Якобы по раскопанному участку проехал бульдозер и сломал все перемычки. По другой версии, во время долгой реконструкции Чернавского моста ВОГРЭС не выдержал повышенной нагрузки. Так или иначе, но в 2008 году мост был признан аварийным.

Северный мост - прародитель воронежского метро?

Мост был построен в 1986 году — к 400-летию Воронежа.

Северный мост уникален для Воронежа тем, что он — единственный двухуровневый. По «второму этажу» моста в свою былую жизнь в городе ходили трамваи. Кстати, конструкция моста сразу предусматривала такую перспективу как строительство скоростного рельсового транспорта (легкого метрополитена или скоростного трамвая), потому что в Воронеже мечтали о метро со времен СССР.

Несколько лет назад верхняя эстакада стала беспокоить воронежцев — с нее стали падать на проезжающие внизу машины куски бетона. Проведенные ремонтные работы остановили разрушение.

Но вот буквально на днях у бывшего трамвайного пути над воронежским «морем» появилась очень радужная перспектива.

«Горком36» уже писал, что японские инженеры разработают для Воронежа скоростной трамвай, который будет ходить из Северного микрорайона в центр города и дальше до ул. Остужева. Вот для его движения через водохранилище и понадобится стоявшая с 2008 года неприкаянная верхняя эстакада.

С Северным мостом долгое время была связана «дорога в никуда» — тупиковая дорога, которая должна была сокращать путь при движении из Железнодорожного в Коминтерновский район. В 2003 году «дорога в никуда» наконец превратилась в реальный путепровод.

Так что, казалось бы, даже самые безнадежные проекты, рано или поздно находят свое воплощение в жизнь. Поэтому и появление двух новых мостов — не такая уж фантастика.