Рабочая группа по организации и проведению публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Устав города (согласно которым предлагается отменить прямые выборы мэра областного центра), подвела итог общественной дискуссии. Заключение по данному поводу опубликовано в пятницу, 16 декабря, в разделе официальной информации муниципальной газеты «Берег».
Не распуститься бы…
В частности, рабочая группа признала несостоятельным ряд претензий оппонентов новой системы, при которой глава города (он же – глава администрации) будет выбираться депутатами городской Думы из числа кандидатов, предложенных специальной комиссией, в состав которой войдут как народные избранники, так и сотрудники правительства Воронежской области.
Так, был разбит тезис члена Общественной палаты Воронежа Галины Кудрявцевой о том, что соответствующие изменения муниципалитет мог внести в Устав только до 22 мая 2015 г. – в течение трех месяцев после вступления в силу Закона Воронежской области №149-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий». Члены рабочей группы сочли, что данное требование касалось только муниципалитетов, формировавших органы власти по схеме, не указанной в этом законе.
Особо много места на газетной полосе занимает объяснение того, почему выбирать нового мэра сможет уже этот состав гордумы (после появления инициативы неоднократно раздавались мнения о том, что нынешним депутатам народ такого права не делегировал, соответственно, они не могут выбирать мэра за население: следовательно, должны либо сдать мандаты, либо вносить эти изменения ближе к концу срока своих полномочий – в частности, на слушаниях эту инициативу активно продвигал коллега Кудрявцевой по Общественной палате Константин Квасов).
Члены рабочей группы, возглавляемой депутатом Александром Провоторовым, определили, что «изменение системы выборов главы городского округа город Воронеж не является изменением структуры органов местного самоуправления городского округа город Воронеж». Отсюда вывод: для реализации предлагаемых изменений роспуск представительного органа власти муниципалитета не требуется.
Прикрываясь судом
В ответ на высказывание экс-чиновника мэрии Воронежа Бориса Супренка о несоответствии предлагаемых изменений Конституции РФ рабочая группа привела ссылки на целый ряд постановлений Конституционного суда РФ, якобы подтверждающих правомочность подобных изменений.
«Конституция Российской Федерации не рассматривает выборы в качестве единственно допустимого механизма формирования органов публичной власти различного уровня. Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации было установлено, что Конституция Российской Федерации прямо не называет главу муниципального образования в числе избираемых населением напрямую органов и должностных лиц публичной власти и не определяет какой-либо иной конкретный порядок замещения этой должности, поэтому установление возможности избрания главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования не на муниципальных выборах, а иным способом, предусмотренным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не может рассматриваться как несовместимое с конституционными основами местного самоуправления и нарушающее конституционные права граждан», – сообщается в заключении.
Отбились члены рабочей группы и от претензии сопредседателя общественной организации «Город и Транспорт» Андрея Фурсова. Он, в частности, обращал внимание на противоречие предлагаемых изменений положениям, содержавшимся в «майских указах» президента РФ Владимира Путина.
«В майских указах Президента Российской Федерации говорилось о расширении перечня выборных муниципальных должностей, а не о том, что глав городов необходимо избирать непосредственно населением», – отмечается в публикации за подписью Александра Провоторова, считающего, видимо, что за счет отмены выборов мэра количество выборных должностей в Воронеже вырастет.
Последний тезис – выдвигавшийся многими участниками слушаний и касавшийся необходимости проведения референдума по столь важному вопросу – был вновь разбит с помощью постановления Конституционного суда.
«Также Конституционным Судом Российской Федерации (например, определением от 29.09.2011 г. №1319-О-О) было установлено отсутствие необходимости проведения референдума для принятия решения об изменении системы выборов главы муниципального образования», – говорят члены рабочей группы.
И – рекомендуют гордуме принять представленный проект решения, так как он соответствует требованиям действующего законодательства, «при этом избрание главы городского округа городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, приведет к экономии бюджетных средств и снизит риски избрания некомпетентных лиц на должность главы городского округа город Воронеж».
Мнения и законность
Заключение рабочей группы вызывает особый интерес. Во-первых, указание на экономию бюджетных средств и снижение рисков избрания некомпетентных лиц в публикации ничем не подтверждено, кроме слов выступавших, соответственно, является частным мнением отдельных участников слушаний и членов рабочей группы, следовательно не может выступать в качестве повода для рассмотрения на заседании Думы.
Во-вторых, законность внесения изменений в Устав, по идее, тоже не была предметом рассмотрения – уж если проект решения о назначении слушаний прошел через заседание Думы, значит, он должен был пройти экспертизу правового управления муниципального парламента – даже с учетом того, что с момента появления депутатской инициативы до ее рассмотрения гордумой и прошло меньше суток.
Рабочая группа, по идее, должна была рассмотреть главный аспект: поддержку населением предлагаемых инициатив. А она, как уже сообщал «Горком», на слушаниях высказана не была (12 сторонников новации против 20 ее противников).
Более того: исследование, проведенное социологической службой «Ваше мнение!», четко говорит: 74,5% население областного центра ратует за сохранение прямых выборов главы Воронежа, что в процентном отношении демонстрирует еще меньшую поддержку инициативы, нежели это показали результаты слушаний. Более того: 73% опрошенных сказали, что пришли бы на выборы мэра города, если б они состоялись в ближайшее воскресенье, так что вопрос с низкой явкой (на который также обращали внимание авторы новации) тоже можно считать отыгранным.
Хотя, по сути, какая разница, что именно содержалось в заключении рабочей группы! Совет Воронежской городской Думы на своем заседании в среду, 14 декабря, уже включил вопрос рассмотрения предлагаемых изменений в повестку дня ближайшего заседания муниципального парламента. Произошло это, отметим, за два дня до публикации указанного документа.