2024-04-18

Артур Кулешов: «Моя главная задача – сделать так, чтобы совпали интересы всех сторон»

Глава «строительного блока» воронежской мэрии – о рисках застройщиков и «долевщиков», новых законах и путях выхода из кризиса.
Глава «строительного блока» воронежской мэрии – о рисках застройщиков и «долевщиков», новых законах и путях выхода из кризиса.

Продажи жилья падают, цены снижаются, Госдума принимает законы беспримерной жесткости, а федеральные власти требуют все больших цифр роста жилищного строительства. В такое беспокойное, полное вызовов и рисков для отрасли время приступил к работе исполняющий обязанности вице-мэра Воронежа по градостроительству Артур Кулешов. Мы встретились с Артуром Кулешовым накануне профессионального праздника строителей, когда он только-только отработал месяц на новой должности.

Назначения вице-мэра долго ждало и профессиональное сообщество, и работники «строительного блока». И от него с первых дней ждали свежих концепций, сильных решений и налаживания командной работы. Часто такие ожидания давят на психику больше любого стресса. Но во время первого интервью в своем новом статусе Артур Кулешов высказал столько позитивных мнений, сколько мы давно не слышали от представителей отрасли.

– Вы пришли с относительно спокойной должности в областном правительстве на «расстрельную» должность вице-мэра по строительству. Каковы впечатления от первого месяца работы?

– Круг вопросов, которые приходится решать ежедневно, оказался значительно больше, чем мне представлялось. Муниципальная власть находится гораздо ближе к конкретным людям, предприятиям. Здесь нет единых схем, алгоритмов решения проблем, как на более высоких «этажах власти». Все приходится решать в живом общении, в выездах на места, в консультациях с коллегами. При этом ситуация меняется так быстро, что сегодня приходится пересматривать решения 34-летней давности в массовом порядке.

– Сегодня профессиональное сообщество живет в большой тревоге. Начали вступать в силу поправки к закону № 214 ФЗ, которые, как ожидается, резко ограничат возможности долевого строительства и могут привести к закрытию десятков строительных предприятий. Неужели все так серьезно?

– У власти есть повод озаботиться сложившейся ситуацией. Недавно в Воронеже состоялись парламентские слушания на тему профилактики проблем обманутых дольщиков. И там я приводил такие цифры. В Воронеже 51 организация осуществляет долевое строительство, у них на руках разрешения на строительство 190 многоквартирных домов на условиях «долевки». Это более 45,4 тыс. квартир. При этом, по сравнению с прошлым годом, примерно вдвое вырос поток заявлений от застройщиков, которые объявляют о переносе сроков окончания строительства. В 15 домах строительство по разным причинам приостановлено.

И такие тенденции наблюдаются по всей стране – понятно, что федеральные власти стараются предотвратить появление новой волны «обманутых дольщиков». Но в своем законодательном азарте авторы проекта не только забыли о застройщиках (а если они рухнут, дольщикам мало не покажется), но и допустили явные юридические ляпы.

Например, предлагается к реализации принцип: один «долевой» проект – один расчетный счет – одна компания. При этом компания должна иметь не менее чем трехлетний опыт такого строительства. На практике это означает, что под каждый проект игроки вынуждены будут создавать новое ООО – но откуда тогда у него появится трехлетний опыт? Еще больше вопросов к законопроекту «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства». К примеру, документом предусмотрено, что застройщик обязан резервировать на специальном счете не менее 10% от планируемой стоимости проекта. Нетрудно прикинуть: если сегодня в секторе жилищного строительства обращается примерно 7,5 триллиона рублей, соответственно, будет выведено из него как минимум 700 миллиардов. Конечно, это поддержит банковскую систему в условиях финансовой неопределенности, но – за счет важнейшего сектора реальной экономики. С которого не снимаются обязательства по наращиванию объемов строительства!

– Что будет с воронежским стройкомплексом, если все эти меры будут реализованы?

– Это ударит даже по нашим крупнейшим застройщикам. Конечно, киты воронежского стройбизнеса выживут. А над малыми и средними предприятиями нависнет реальная угроза исчезновения. Но, думаю, корректировки в нынешних юридических новеллах еще будут. Когда начинались перемены в строительной политике, первой версией реформы был полный запрет долевого строительства. Здравомыслие все-таки взяло верх. Строительство создает в стране 8-9 процентов валового внутреннего продукта и является локомотивом для смежных отраслей экономики. Никто не заинтересован в разрушении отрасли.

– Даже от специалистов приходится слышать разноречивые мнения о кризисе в строительстве: кто-то говорит, что кризис закончился, кто-то видит его дальнейшее углубление. Каковы ваши прогнозы: насколько глубоким окажется спад по итогам года?

– Аналитика для такого прогноза будет готова к сентябрю. Думаю, снижение ввода жилья на 10 процентов можно было бы считать нормальной тенденцией. Стоит учесть: в 2016-м, когда во всей стране происходил спад, мы показали рекордные результаты! И в кризисном 2015-м шел рост. И, поймите, главное ведь не построить эти квадратные метры – главное чтобы их купили люди.

– Что для этого надо? Поднять всем зарплату?

– Или, например, запустить эффективную программу господдержки отрасли. Для Воронежа вполне вероятно еще одно чудо – строительство метро. Да, многие иронизируют над этой идеей. Но именно у нас есть этот уникальный шанс, поскольку Воронеж наряду с Владивостоком вошел в пилотную программу российско-японского сотрудничества. Если японцы примут участие – на условиях, например, концессии – в финансировании строительства первой ветки метрополитена, то на дальнейших этапах инвестиции пойдут и из федерального бюджета – я уже консультировался в Москве о возможности такой схемы.

Да, скорее всего, проходческие работы будут вести какие-нибудь специализированные организации вроде «Метростроя». Но огромные заказы на железобетонные изделия, на строительство инфраструктурных объектов могут достаться представителям воронежского стройкомплекса. При этом каждая станция метро станет центром развития нескольких микрорайонов. И уверен, что лучше ориентироваться на вариант классического подземного метрополитена. Надземный усовершенствованный трамвай – это ориентация на сегодняшние финансовые возможности. А надо ставить перед собой большие задачи и ориентироваться на перспективные потребности города.

– Первой из задач, о которой вы заявили строительному сообществу перед тем, как заступить на должность, – это преодоление административных барьеров и достижение к 2020 году 80-дневного срока оформления разрешительной документации. Для некоторых это прозвучало даже более фантастично, чем метро.

– Между тем я уже побывал в Подмосковье и изучил опыт, с помощью которого тамошние коллеги оформляют документы за 75 дней. Это принципиально новый подход к работе – строители приходят в межведомственный Центр подготовки разрешительной документации, где их принимают не только муниципальные чиновники, но и представители сетевых организаций. Это реальный принцип единого окна, который мы попытаемся реализовать и в Воронеже. Но, в идеале, главным «работником» такого центра должен стать не человек, а информационная система, которая обеспечит прозрачность и открытость процесса и попросту не даст добро на реализацию проекта без нужных документов – исключив «человеческий фактор».

Огромный объем работы предстоит выполнить при определении новых Правил застройки и землепользования. Они, в частности, должны облегчить реконструкцию ветхих кварталов, которые занимают 200 га городской земли. Принципиально новым будет Генплан города, который вступит в силу в 2020 году, – это будет концепция развития воронежской агломерации. Круг вопросов велик, но главная задача сводится к одному: чтобы обеспечить в каждом проекте совпадение интересов всех сторон – застройщика, власти, гражданина.

Справка «Горкома36»

Артур Михайлович Кулешов родился в Воронеже в 1968 году. С 1986 по 1988 год служил в армии. Имеет два высших образования – инженерное (1992 год, Воронежский политехнический институт) и юридическое (2004 год, Российская академия государственной службы при Президенте РФ).

С 1992 года занимал должности в территориальных представительствах органов федеральной власти, в администрации Воронежской области. С 2010 по 2015 г. работал на руководящих должностях в крупных промышленных, логистических и информационно-технологических компаниях. 2015-2017 гг. – заместитель руководителя департамента строительной политики Воронежской области.

С 7 июля 2017 года – и.о. заместителя главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству. Женат, имеет троих детей.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ